Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Использование стихотворных текстов при обучении биологии. Земноводные

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 21638 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В статье обосновывается целесообразность использования педагогом поэтических произведений о животных при обучении школьников биологии. Приводятся методические рекомендации для учителя, стихотворные тексты, вопросы к ним для школьников, краткие ответы на поставленные вопросы. Все имеющиеся в статье поэтические произведения написаны ее автором и опробованы им в личной педагогической практике. Они могут быть использованы учителем биологии как на уроке, так и во внеклассной работе со школьниками.


В настоящее время уже не вызывает сомнения тот факт, что методически грамотное использование художественных текстов на уроках и во внеклассной работе по биологии может быть весьма полезным в педагогическом отношении. В одной из своих статей, опубликованных в журнале «Биология в школе», С.В. Суматохин справедливо указывает на то, что художественный стиль и язык словесного искусства литературы воздействуют на воображение и чувства читателя; характеризуются образностью, эмоциональностью. Знакомство школьников с произведениями художественной литературы, содержащими описания биологических объектов и явлений, способствует развитию у детей любви к живому, формированию у них интереса к изучению природы [7]. Кроме того, чтение и обсуждение художественных (в том числе поэтических) произведений на уроках и кружковых занятиях позволяют заметно активизировать познавательную деятельность школьников.

На педагогическую эффективность использования поэтических произведений указывают и другие авторы, работающие в области методики обучения биологии. Г.Е. Окунева отмечает, что стихотворные тексты, посвященные биологической тематике, могут служить развитию аналитических способностей, творческого воображения, образной речи учащихся, выработке у них устойчивого внимания. Они помогают развитию образно-логического мышления и, воздействуя на эмоции детей, повышают интерес к изучаемому предмету, способствуя развитию мотивации [6]. Методика работы со стихотворными текстами при организации познавательной деятельности школьников также была всесторонне рассмотрена в публикации Г.Е. Окуневой применительно к урокам анатомии человека. Этот материал, со ссылкой на данного автора, приводится в моей более ранней статье [3].

При работе с поэтическими произведениями на уроках и при проведении внеклассных занятий могут быть использованы иллюстрации из учебника, дополнительной литературы, а также фотографии, заимствованные педагогом из сети Интернет и представленные в виде компьютерной презентации. Очень желательно также, чтобы к каждому стихотворению учителем были заранее продуманы вопросы и задания для школьников. Впрочем, как показывает моя личная практика, вопросы к тексту стихотворения успешно составляют и сами учащиеся. Безусловно, это побуждает школьников к самостоятельной творческой деятельности. Важно понимать, что работа со стихотворными текстами может эффективно применяться как при первоначальном восприятии школьниками материала, так и при его детальном изучении, закреплении и повторении знаний, организации взаимоконтроля и самоконтроля. В данном процессе учащимися эффективно усваиваются и отрабатываются разнообразные приемы познавательной деятельности. Очевидно, что это способствует развитию мышления у школьников.

К сожалению, приходится констатировать, что грамотных в биологическом отношении, занимательных по форме и интересных по своему содержанию поэтических текстов о животных для учащихся седьмых классов по-прежнему очень мало. В этой связи автор данной статьи поставил перед собой вполне конкретную задачу - создать «энциклопедию» о животных в стихах для школьников названной выше возрастной группы. Мною лично было написано около 200 стихотворений, посвященных представителям разных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных.

В концепцию написания большинства стихотворений входили:
1. Биологическая информация, подлежащая усвоению.
2. Интересная сюжетная линия.
3. Философская идея.
4. Эмоциональный посыл.
Ниже приводятся примеры этих стихотворений, вопросы для их обсуждения с учащимися, краткие ответы на них.

ЖАБА

В бородавках моя кожа
И невзрачен серый цвет.
На комок земли похожа,
Королевской стати нет...

Ем червей и слизней тоже.
Размножаюсь я в воде.
Враг иль друг "наткнуться" может
На меня почти везде...

Важно по земле шагаю,
Редко - прыгаю слегка.
Нежности людской не знаю -
Нелюбимая пока...

Вижу вдруг в чудесном сне:
Вы внимательны ко мне,
Подивились много раз
Красоте печальных глаз...

Не прекрасна, не стройна,
Но себе самой верна!
А у Вас душа смогла бы
Полюбить простую жабу?

---------- Вопросы для обсуждения стихотворения с учащимися --------

1. Каково биологическое значение «невзрачного серого цвета» жабы?
2. Какие черви могут быть обычными объектами питания жабы, и почему именно они?
3. К каким систематическим группам относятся слизни, являющиеся объектами питания серой жабы?
4. Почему жаба размножается в воде? Она ведь наземное животное!
5. Лягушек и тритонов – близких родственников жабы – можно увидеть в воде, около водоемов или в очень влажных местах. Жабы же могут быть встречены «почти везде», в том числе и на территориях с достаточно сухой почвой. Как можно объяснить этот «странный» факт?
6. Всем известно, что лягушки способны совершать длинные и высокие прыжки. Жабы же в основном шагают, а не прыгают. Почему?

--------------- Краткие ответы на вопросы -----------------

Окраска жабы и форма её тела делают эту амфибию незаметной, таким образом помогая земноводному сохранить свою жизнь.
Серая жаба часто питается дождевыми червями, которые в ночное время или в период дождя нередко вылезают из своих норок, становясь при этом лёгкой добычей охотящегося земноводного.
Слизни относятся к типу Моллюски и классу Брюхоногие.
Эволюционные предки жабы, как и других земноводных, жили и размножались в водной среде. Вероятно, не случайно икра жаб, лягушек, тритонов и других амфибий очень напоминает икру рыб. Она достаточно мелкая, не имеет плотных толстых оболочек, препятствующих испарению воды. При случайном попадании на сушу икра серой жабы быстро высыхает. Кроме того, для жаб характерно наружное оплодотворение, которое не может осуществляться в наземно-воздушной среде. В весеннее время инстинкт влечёт серых жаб в ближайшие стоячие водоемы, где и происходит откладывание икры.
Кожные покровы жаб более плотные и толстые, чем у лягушек. Поэтому жабы не так склонны к потере воды через кожу, в связи с чем они могут быть встречены в более сухих местах.
Задние ноги лягушки более длинные, чем задние конечности жабы, имеющей те же самые размеры тела. Кроме того, тело жабы относительно более тяжелое, неуклюжее. Поэтому жаба редко совершает прыжки и в основном передвигается шагами. Если прыжки и бывают, то они всегда значительно короче, чем у лягушки.


КРАСНОБРЮХАЯ ЖЕРЛЯНКА

Нет, друзья, не на полянке
Повстречаете жерлянку!
Это - пресноводный вид!
Вон, у берега сидит...

Что, обычная лягушка?
Нет, совсем иное брюшко!
Здесь увидим красный цвет -
У других такого нет!

Брюхо хищнику покажет
И ему как будто скажет:
"У жерлянки есть защита -
Я, представьте, ядовита!"

Очень яркие цвета,
Как известно, неспроста!

----------- Вопросы для обсуждения стихотворения с учащимися -----------

1. К какому отряду относится жерлянка?
2. В каких водоемах жерлянка не может быть обнаружена?
3. Как можно назвать яркую окраску брюшка жерлянки?
4. Как жерлянка демонстрирует яркую окраску своего брюшка наземному хищнику? Ведь в брюшко земноводного находится в нижней части его тела и обычно прижимается к земле. Следовательно, увидеть его цвет невозможно...
5. Чем именно выделяется яд жерлянки?

-------------------- Краткие ответы на вопросы ----------------

Жерлянки относятся к отряду Бесхвостые.
Эти животные не встречаются в морях, поскольку, как указывается в тексте стихотворения, они являются обитателями только пресных водоемов.
Окраску брюшка жерлянки можно назвать предупреждающей или предостерегающей.
При нападении наземного хищника жерлянка поворачивается на спину, выгибает брюхо вверх и таким образом демонстрирует хищнику яркую окраску брюшка.
Как и другие земноводные, жерлянки вырабатывают яд клетками своего кожного покрова.

КВАКША

Очень хороша собой,
Притворяется листвой,
Может невидимкой быть
И красавицей прослыть!

Не препятствие - стена!
Ведь с присосками она -
По отвесным плоскостям
Ходит квакша тут и там!

Но воды источник нужен!
Ночью квакш найдем мы в луже.
Кожей тонкою тогда
Поглощается вода!

Ну а после квакша снова
Лезть на дерево готова,
Чтобы ночи уж на склоне
Оказаться в древа кроне...


----------- Вопросы для обсуждения стихотворения с учащимися -------


1. Как понять строки стихотворения «может невидимкой быть и красавицей прослыть»? Ведь если ты «невидимка» – твою красоту никто оценить не может…
2. Каким образом «работают» расположенные на пальцах квакши присоски, позволяющие ей закрепиться на вертикальной поверхности?
3. Почему квакша может поглощать воду с помощью кожи, а ящерица нет?
4. Почему квакша спускается в лужи с деревьев именно в ночное время.
5. Почему после «ночных ванн» квакша снова забирается на дерево, а не остается на земле?

------------------- Краткие ответы на вопросы ---------------------

На зеленом фоне квакша «невидимка». На другом же фоне ярко-зеленая окраска квакши сделает её «красавицей».
Нижняя поверхность присоски прочно закрепляется на вертикальной поверхности за счет отрицательного атмосферного давления, которое возникает между ними. Кроме того, диск присоски обычно влажный, в связи с чем он легко прилипает к любому объекту, с которым соприкасается. Это же можно сказать и о брюхе земноводного.
Кожа ящерицы более толстая и грубая, чем у амфибий, да к тому же еще и покрыта щитками. Поэтому она не может поглощать воду. Наоборот, через тонкую кожу квакши вода поступает в ее тело очень легко.
Можно предположить, что квакша спускается с деревьев к лужам именно в ночное время по следующим причинам: а) ночью она чувствует себя на земле в большей безопасности, особенно если учесть тот факт, что ночные хищники, как правило, не обладаю цветовым зрением; б) днем при передвижении по открытым участкам ствола и почвы кожа квакши может испытывать на себе неблагоприятное воздействие прямых солнечных лучей.
После насыщения тела водой из луж квакша снова поднимается в кроны деревьев, возможно, по следующим причинам: а) там она не так заметна для дневных хищников, многие из которых хорошо различают цвета; б) тень от листвы кроны дерева хорошо защищает земноводное от жарких солнечных лучей; в) в кронах деревьев квакша находит большое количество насекомых, которые периодически садятся на листья, чтобы отдохнуть после интенсивного полета. Здесь они и становятся лёгкой добычей амфибии.



ТРИТОН

Незаметен наш тритон -
Днем себя скрывает он
От людских и прочих глаз.
Он в укрытии сейчас...

Ну а ночью на охоту
Выйдет, словно на работу.
Да, охота нелегка,
Но добыча есть пока!

Снова он напасть готов -
Нынче он похож на львов!
Но добыча - червячок,
А не зебра иль бычок...

Чуть светает, поутру
Снова прячется в нору,
Чтобы в ней спокойно спать
И собой не рисковать.

Зиму он провел во сне,
Чтоб очнуться по весне
И спуститься в водоем
В ярком облике своем!

Для него на дне уют,
И его здесь явно ждут!
Ведь самцы и самки снова
К размножению готовы!

Вот отложена икра -
И на сушу вновь пора!
Наш тритон почти весь год
Не в воде совсем живет!

Здесь, на суше, у воды
Много для него еды,
В зарослях среди травы...
Тут его найдете вы!
Бродит сытый здесь тритон,
И судьбой доволен он!

------------- Вопросы для обсуждения стихотворения с учащимися ----------

1. От кого или от чего скрывается тритон в дневное время?
2. Кем является тритон в отношении мелких червей, насекомых или их личинок?
3. Почему в зимнее время тритон пребывает в состоянии «сна»?
4. Почему у спящего в зимнее время тритона трудно обнаружить признаки жизни?
5. Почему тритоны размножаются весной, а не во второй половине лета или осенью?
6. Почему именно для самцов тритонов характерен яркий брачный наряд?
7. Как дышит взрослый тритон, находясь в водоеме в период размножения?
8. Почему взрослые обыкновенные тритоны пребывают в воде только в период размножения?
9. Каким образом может дышать личинка тритона, развивающаяся в воде?
10. Что произойдет с личинкой тритона после окончания периода её развития?

------------- Краткие ответы на вопросы ------------------

Днем в своих норах тритон, вероятно, скрывается от дневных хищников, палящих лучей солнца, повышенной сухости воздуха и почвы.
По отношению к своей добыче тритон является хищником.
При низких температурах у холоднокровных животных с трехкамерным сердцем существенно понижаются интенсивность обмена веществ, температура тела, двигательная и иные формы активности, пропадает аппетит. На фоне общего падения уровня обмена веществ почти прекращается дыхание. В этой связи внешние признаки жизни у впавшего в состояние «зимнего сна» тритона практически отсутствуют.
Именно весной в пресных стоячих водоемах создаются наиболее благоприятные условия для размножения земноводных: вода здесь хорошо прогревается; в ней много мелких быстро размножающихся беспозвоночных, которые могут стать кормом для личинок тритонов. За весенне-летний период личинки этой амфибии успевают подрасти, пройти метаморфоз, выйти на сушу, накопить достаточное количество запасных питательных веществ для зимовки в состоянии «зимнего сна». Если бы размножение тритонов осуществлялось во второй половине лета или осенью, то условия для роста и развития личинок были бы уже не столь благоприятными, и многое из перечисленного выше, вероятно, было бы невозможным. При недостатке кормов в водоеме, относительно низких летних температурах или поздней откладке икры взрослыми тритонами случается, что не успевшая вырасти и пройти метаморфоз личинка остается в воде до следующей весны.
Свой яркий брачный наряд самец тритона использует в процессе ухаживания за самкой на дне водоема.
В период нахождения в водоеме взрослый тритон дышит как с помощью легких, периодически поднимаясь к поверхности воды для захвата атмосферного воздуха, так и поглощая растворённый кислород из воды всей поверхностью кожи.
После окончания периода размножения дальнейшее пребывание взрослых тритонов в водоеме со временем привело бы к обострению конкуренции между ними и подросшими личинками. Уход «родителей» снова на сушу решает эту проблему. Взрослые же тритоны вполне могут обеспечить себя пищей и в наземно-воздушной среде обитания.
Личинка тритона, развивающаяся в воде, сначала дышит с помощью жаберного аппарата и кожи. Затем жабры заменяются легкими, и личинка начинает подниматься к поверхности за воздухом, как это делали весной взрослые размножающиеся особи. Кожное дыхание сохраняется на всех этапах индивидуального развития этих животных.
Заканчивая свое развитие, уже дышащая с помощью легких личинка превращается в молодое животное, способное выйти на сушу, что обычно и происходит в конце лета или осенью.

АКСОЛОТЛЬ

В воде живет вот это чудо!
Вид очень странный - врать не буду!
Лежит лениво он на дне,
Но чем-то нравится он мне.

На голове он жабры носит
И молча подкрепиться просит...
Ест червяка он на обед
И так живет немало лет!

Его судьба не так проста!
На сушу он затем выходит,
Там очень влажные места
Для жизни будущей находит...

Теряет жабры он тогда.
Уж не его среда - вода!
Он быть личинкой перестал
И взрослой саламандрой стал!


Раскрою вам один секрет:
Коль есть вода, а суши нет -
Не прекратив личинкой быть,
Икру он может отложить...

Чудес немало есть на свете,
Но чтобы размножались дети...

-------- Вопросы для обсуждения стихотворения с учащимися --------


1. Как можно доказать, что аксолотль – это личинка мексиканской саламандры амбистомы, а не её взрослая форма?
2. Почему аксолотль и другие земноводные обычно малоподвижны?
3. Почему на суше это земноводное живет только во влажных местах?
4. Как добиться того, чтобы в условиях неволи аксолотль перестал быть личинкой и стал взрослой саламандрой?
5. Как добиться того, чтобы в условиях неволи аксолотль навсегда остался личинкой?

-------------- Краткие ответы на вопросы ---------------------


Аксолотль имеет жабры. Следовательно, он является личинкой земноводного.
Малоподвижность амфибий, в частности, объясняется тем, что у них трехкамерное сердце, снабжающее органы тела смешанной кровью, содержащей малое количество кислорода. Поэтому химические реакции в их клетках протекают медленно, выделяется мало энергии, и ее не хватает для того, чтобы обеспечить этим животным теплокровность и постоянную температуру тела. Организм, испытывающий недостаток энергии, является холоднокровным, а значит – малоактивным. К этому же результату приводит примитивность легких земноводных ( через них в кровь получает относительно мало кислорода из внешней среды). Вероятно, кожное дыхание лишь отчасти компенсирует этот недостаток. Кроме того, у земноводных отсутствуют теплоизолирующие покровы тела (подобные перьям птиц или шерсти млекопитающих). Следовательно, организм амфибии не только получает относительно мало энергии, но значительный процент её теряет, бесполезно рассеивая через поверхность тела.
Покровы тела большинства амфибий очень тонкие, влажные, через них из организма легко уходит вода, что может привести его к иссушению и гибели. Поэтому для них характерны влажные местообитания.
Чтобы способствовать превращению аксолотля в саламандру, необходимо предоставить ему возможность выхода из воды на сушу, т.е. содержать его в акватеррариуме. Кроме того, полезно подкармливать амфибию кусочками мяса с гормоном щитовидной железы тиреоидином, который можно купить в аптеке. Этот гормон активизирует процесс метаморфоза. Если животное будет находиться в аквариуме, где возможности выхода на сушу нет, аксолотль не превратится во взрослую саламандру амбистому, но со временем приобретёт способность размножаться в личиночном состоянии! Такое явление в биологии называется неотенией.

ПЯТНИСТАЯ САЛАМАНДРА

Не спешит, ползет открыто,
Потому что ядовита!
Да, медлительна она,
Но притом защищена!

Вызывает удивленье
И пример живорожденья!
У амфибий, скажем прямо,
Редко кто бывает мамой!

Саламандра - исключенье!
Ведь свидетелем рожденья
Маленьких смешных детей
Быть пришлось не раз уж ей!

Если правду вам сказать -
Из нее плохая мать!
"Зову сердца" непослушна
И к детишкам равнодушна!

А порой - носитель бед -
Съест ребенка на обед!
Понимаю малыша -
Затаился, чуть дыша...

Да и все ее детишки
Про добро не знают книжки!
Про охоту видят сны -
Сами тоже ведь хищны!

Изучая мир природы,
Мы мудрее год от года.
Понимаем я и ты -
В мире мало доброты...

------------ Вопросы для обсуждения стихотворения с учащимися ---------

1. Чем пятнистая саламандра принципиально отличается от подавляющего большинства других амфибий?
2. Как называется явление, при котором особи одного вида поедают животных того же самого вида?
3. Какие способы защиты есть у пятнистой саламандры?
4. Можно ли серьёзно воспринимать строку стихотворения о том, что саламандры «про охоту видят сны»? Объясните свою позицию.

------------ Краткие ответы на вопросы ---------------

Пятнистая саламандра живородяща, что не характерно для большинства земноводных. Это весьма интересная её особенность.
Поедание особей своего биологического вида называется каннибализмом.
У пятнистой саламандры яркая предупреждающая окраска тела; сильный яд, выделяемый кожными железами. Как указывается в тексте стихотворения, при опасности животные могут замирать (затаиваться).
Способность видеть сны характерна для человека и, возможно, для некоторых других млекопитающих с высокоразвитым мозгом, к которым саламандры не относятся. В данном случае мы имеем дело с авторским поэтическим преувеличением, нацеленным на создание яркого образа «литературного героя», что вполне допустимо в художественной литературе, но не является научным фактом.

В следующих статьях мы познакомим учителей-биологов с другими стихотворениями о животных, предназначенными для работы с учащимися седьмых классов. Как и в этой статье, педагогам-практикам будут предложены методические материалы, которые позволят организовать эффективную мыслительную деятельность школьников при обсуждении ими содержания стихотворений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003.
2. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007.
3. Кулев А.В. Стихотворные тексты на уроках зоологии. Простейшие, кишечнополостные, черви // Электронное приложение к журналу Биология в школе. - 2017. - №8.
4. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
5. Нидон. К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. – М.: Мир, 1991.
6. Окунева Г. Е. Познай себя! Стихотворные тексты к урокам анатомии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2006.
7. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
8. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.
9. Хадорн Э., Вернер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989.


© Александр Кулев, 2019
Дата публикации: 17.10.2019 03:30:36
Просмотров: 1372

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 2 число 13: