Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Изучаем фауну России. Европейский ёж

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 25427 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии.


Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Организуя процесс изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог может не только успешно решать задачи обучения детей, развития их интеллекта, но и осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости, сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.
После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности.
Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Европейский или обыкновенный ёж относится к отряду насекомоядных, вместе с кротами и землеройками. Являясь одними из наиболее примитивных млекопитающих, ежи мало изменились по сравнению со своими предками. Они обладают непревзойдёнными средствами защиты и замечательным умением приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Поэтому, несмотря на древность своего происхождения, ежи являются нашими современниками.
Несмотря на то, что ежи нередко живут рядом с человеком, наши знания о них неполны, а в некоторых случаях представляют собой мифы, очень далекие от реальности. Попробуем познакомиться с информацией о ежах, которая соответствует действительности.

• Внешний облик

Обыкновенный или европейский ёж – самое крупное насекомоядное животное, которое достигает в длину 30 см и может весить более килограмма. Голова ежа, на которой не растут иглы, имеет вытянутую форму и оканчивается чёрной мочкой носа. Ушные раковины маленькие и едва видны из-под шерсти. На конце морды имеется около десяти пар вибрисс – жёстких чувствительных волосков. Небольшие чёрные глаза расположены по бокам головы, что расширяет поле зрения животного. Самка отличается от самца меньшей величиной, более остроконечной мордой и относительно толстым туловищем. Кроме того, лоб самки не так низко усажен иглами, вследствие чего голова её кажется несколько длиннее.

Лапы представителей обоих полов снабжены довольно длинными когтями, пригодными для рытья. Самая характерная черта внешности ежа – это его колючки. Иглы представляют собой видоизменённые волосы, расположенные на голове, боках и спине; мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью. Длина иглы может достигать 2-3 см и диаметр 1-2 мм. Колючки внутри полые, однако несколько слоёв белка кератина обеспечивают им необходимую прочность.

• Распространение и места обитания

Обыкновенный ёж широко распространён на территории нашей страны. Он обычен для Европейской части России, нередок в Западной Сибири, на Дальнем Востоке. Обитатель лесов, лесостепей, степей. Обыкновенного ежа можно часто встретить на опушках, заросших кустарником оврагах или полезащитных полосах. В северных районах ареала тяготеет к антропогенному ландшафту и населённым пунктам. Охотно заселяет парки, фруктовые сады, огороды – те их участки, где есть заросли кустарников и высокая трава. Сырых мест ёж избегает, во время дождя предпочитает отсиживаться дома.

• Некоторые особенности поведения

Ёж – одно из немногих млекопитающих, которое может подпустить человека довольно близко. Но происходит это совсем не потому, что это животное является бесстрашным. Причина кроется совсем в другом. Ёж плохо видит, и поэтому при ориентации в пространстве он больше надеется на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную от ежа сторону, он не чувствует приближения человека или животного. Не убегает обнаруженный хищником ёж и потому, что у него иной способ защиты. Почуяв опасность, ёж сворачивается в клубок и выставляет свои острые твёрдые иглы, которые, благодаря сильно развитой кожной мускулатуре, становятся торчком. При этом зверёк прижимает голову к брюху, втягивает лапы и хвост под себя. Следует признать, что попытка убежать от врага не принесла бы ежу успеха. Ведь он очень коротконог и неуклюж.

За своими иглами, а их число может достигать нескольких тысяч, ёж тщательно ухаживает. Он расчёсывает их и приглаживает с помощью задних лап, средние пальцы которых существенно длиннее остальных. Отпугнуть врагов ёж пытается, издавая разнообразные звуки: фыркая, чихая, стуча зубами.
Ёж – одиночное животное. Он плохо переносит присутствие своих сородичей. По отношению к ним он проявляет неприкрытую враждебность. Исключением из этого правила является только семейная группа ежей, в которой лишь одно взрослое животное – мать. Однако это объединение особей недолговечно. По мере взросления ежат семья распадается, и молодые особи начинают жить самостоятельно.
Днём обыкновенный ёж спит в логове среди кустов и травы или в гнезде, сделанном наподобие шалаша. Активен он в сумерках и ночью. При необходимости он хорошо плавает и даже лазает. Чутко прислушиваясь к малейшему шороху, ёж обследует свои обширные владения в поисках разнообразных кормов.

• Питание

Об этих животных сложено немало легенд. Миф о ёжике, запасающем ягоды и грибы, пошёл ещё от древнеримского философа Плиния Старшего. Именно он рассказал, что ёж умеет накалывать на свои иголки виноградные ягоды, яблоки и другие плоды. На самом деле ёж не способен переворачиваться на спину и использовать иголки как вилку. Так что всё, что вы видели на спине ёжа, оказывается там случайно.
Нередко утверждается, что ежи хорошо ловят мышей, поэтому их можно держать дома вместо кошки. Между тем на воле ежу трудно ухватить вёрткого взрослого грызуна. А вот выводок мышей, в котором детёныши ещё маленькие и беспомощные, вполне может быть уничтожен ежом. Будут съедены также найденные на земле яйца птиц или их птенцы, жабы, лягушки. Однако главная пища ежа – насекомые, преимущественно жуки. Выкапывает и поедает массу личинок майских хрущей. Добычей колючего хищника становятся слизни, дождевые черви, многоножки, уховёртки и даже пауки.
Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится и нападает первым. Яд гадюки на этого зверька почти не действует, а выставленные вперёд иглы являются надёжной защитой от зубов змеи. Несмотря на свою неуклюжесть, на охоте ёж проворен и ловок. Это коварный и беспощадный хищник. Охотится он обычно по ночам. При этом он громко фыркает и шуршит листьями.

Двигаясь по прямой, ёж поедает на своём пути всех животных, которые оказываются ему по силам. Казалось бы, при такой неразборчивости ёж рискует съесть что-нибудь не то и отравиться. Оказалось, однако, что ежи нечувствительны к очень многим природным ядам: к яду гадюки, шмеля, пчелы; едкой крови божьей коровки, волосатых гусениц. Схватив добычу, ёж не утруждается сначала умертвить её, как это делают другие хищники, а поедает живьём. Питается ёж и плодами растений (например, ягодами), но растительные корма в его рационе играют второстепенную роль. С наступлением утра ёж прячется в кучах листвы, под корнями деревьев, в брошенных норах и спит до следующей ночи.
Рацион ежа существенно меняется по сезонам года. Осенью ему трудно найти добычу. Черви прячутся глубоко в землю. Змеи, ящерицы, лягушки впадают в спячку в малодоступных для ежа зимних укрытиях. Зимой найти необходимый корм становится совершенно невозможно, поэтому ёж заблаговременно готовится к её наступлению. Поскольку всё лето ежи активно питаются, к осени они запасают большое количество подкожного жира, который используется ими в период зимней спячки.

• Зимовка и весеннее пробуждение

В ясные осенние дни хлопотливый ёж готовит себе тёплое гнездо. Он старательно таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Вопреки широко распространённому мнению, запасов на зиму не делает. Спит ёж, свернувшись клубком, в своём мягком уютном логове, которое скрывается под глубоким сугробом как под толстым пушистым одеялом. Так он проводит всю зиму до появления весенних солнечных лучей и пока не прекратятся заморозки. Всё это время он питается за счёт накопленных в летнее время жировых запасов. А поскольку обмен веществ у ежа в зимнее время очень медленный, этих запасов ему вполне хватает до наступления весны. Число сокращений сердца у спящего зимой ежа снижается со 190 до 20 ударов в минуту, а дыхательные движения совершаются лишь раз в 2-3 минуты. Когда же температура среды повышается, поднимается и температура тела животного, что приводит к его пробуждению от зимнего сна. Отдельные зверьки иногда во время оттепелей пробуждаются среди зимы и выходят наружу. Однако, если запасов жировых веществ у ежа недостаточно, он не может ни согреться до необходимой температуры, ни пробудиться от спячки и погибает. Именно такая развязка часто возникает в финале спячки у ежей, родившихся в конце лета и не успевших накопить достаточное для зимовки количество питательных веществ.
За время спячки животное сильно худеет: тело становится узким, уплощённым с боков, низ иглистого покрова на боках кажется висячим. В таком состоянии зверёк ненасытен. Поиск корма становится его главной заботой. Проснувшийся весной ёж немедленно приступает к охоте на других животных, бродя по лесу не только ночью, но даже и днём, что в другие сезоны года для него не характерно. Восстановив силы после зимы, ежи приступают к размножению.

• Размножение и развитие

Ежи, восстановившие свои силы после зимней спячки, приступают к процессу размножения. При этом нередко возникают конкурентные отношения между однополыми животными. Если два самца ухаживают за одной и той же самкой, между ними вспыхивают ссоры. Зверьки толкаются, наносят друг другу удары лапами и кусаются. Так выявляется победитель, который имеет шансы в дальнейшем понравиться самке. После спаривания ежи расстаются, самец не принимает участия в воспитании потомства.
Беременность у этих животных длится около семи недель. Летом ежиха устраивает гнездо под кустом или вывороченным пнём, в какой-нибудь ямке, выстилает её сухими листьями, травой, мелкими ветвями. Иногда роет неглубокие норы. Здесь и появляются на свет голые, слепые, поначалу беспомощные ежата. Происходит это в мае-июле. Количество новорождённых детёнышей – до восьми (обычно же их 3-6). Рождаются ежата голыми, однако уже через несколько часов они покрываются иглами. Первое время иглы светлые и мягкие, но затем темнеют, крепнут и становятся колючими. Ещё слепой детёныш свертываться в клубок не может, но, потревоженный, принимает оборонительную позу, поднимает иглы и подпрыгивает. Глаза открываются на 16-е сутки. Молоком матери ежата питаются около месяца.

Если семейству угрожает опасность, ежиха переносит детёнышей на новое место. Однако какой бы заботливой она не была, ей не удаётся выкормить молоком весь выводок. Поэтому чаще всего выживает не более пяти малышей. В гнезде ежата могут находиться до полутора-двух месяцев. Но уже в месячном или даже трёхнедельном возрасте они способны совершать ночные вылазки из него, временно покидают убежище вместе со своей матерью и сопровождают её на охоте. При этом они следуют за матерью гуськом. В два месяца молодые ежи становятся самостоятельными, и семья распадается. В это время подросшие детёныши весят около 250 г, то есть в 10 раз больше, чем при рождении. В районах с мягким климатом ежиха успевает вырастить два выводка в год.

Если ежата родились в начале лета, у них впереди ещё несколько месяцев до наступления зимы, за время которых они должны накопить запасы жира и достичь веса 450 г. Лишь при таком минимальном весе животные способны благополучно перенести свою первую зимнюю спячку. К ней молодые ежи готовятся индивидуально, а уже весной многие из них достигают половой зрелости. В большинстве же случаев европейские ежи становятся взрослыми в возрасте 1 года. Максимальная продолжительность жизни этих животных – 10 лет. Обычно – не более 6-7 лет.

• Роль в природе и жизни человека

Если посмотреть на ежа со стороны, кажется, что он хорошо защищён от врагов. Однако это не совсем так. На этих колючих насекомоядных успешно охотятся филины и другие крупные совы, которые с лёгкостью хватают ежа лапами, покрытыми прочными роговыми чешуйками. Нападают на ежей обладающие длинными когтями и крепкими клювами ястребы. Опасны для колючих насекомоядных волки, барсуки, а также весьма сообразительные лисы, которые аккуратно подталкивая свернувшегося в клубок ежа к краю лужи или ручья, закатывают его в воду. Это заставляет его развернуться и плыть к берегу, а хищница ловко хватает ежа за морду. Однако главным врагом современных ежей является человек, сидящий за рулём автомобиля. Иглы ежа не могут защитить его от колёс металлического монстра, который жестоко давит их на асфальтированных дорогах разных стран. Невнимательность водителей машин часто является смертным приговором для зверьков, спешащих перейти проезжую часть. Ситуация усугубляется тем, что, заслышав приближение автомобиля, ёж сворачивается в клубок, не пытаясь уйти с дороги, но колючки не могут защитить его от многотонного железного убийцы…

Ёж может приносить большую пользу человеку, истребляя слизней и насекомых-вредителей сельского и лесного хозяйства. Велика его роль и как истребителя детёнышей грызунов, которые в перспективе могли бы принести большой вред зерновым культурам, которые выращивает человек. Однако нужно понимать и то, что ёж может поедать полезных для почвообразования дождевых червей; редких насекомых, охраняемых человеком, а также - птенцов различных видов воробьиных птиц, нередко являющихся нашими помощниками в борьбе с насекомыми-вредителями. Уничтожение ежами гадюк, с одной стороны, уменьшает вероятность ядовитых укусов этими змеями людей, но с другой – сокращает численность рептилий, поедающих грызунов – вредителей сельского хозяйства. Таким образом, роль обыкновенного ежа в жизни человека неоднозначна. Каждая медаль, как известно, имеет две стороны…
Несмотря на «странную» внешность, недружелюбный характер и ночной образ жизни ежей, некоторые люди держат этих животных у себя дома. Ежи действительно довольно легко приручаются. Безграничной преданности собаки и ласковости кошки от них ждать, конечно, не следует, но к людям, которые их кормят, ежи привыкают и перестают их бояться. Они даже откликаются на кличку, если с помощью неё подзывать их к блюдечку с едой. Однако нужно понимать, что подбирать ежей в лесу или саду весьма опасно – ведь на их теле живут паразиты, переносчики многих инфекций.
Европейский ёж является «хозяином» иксодовых клещей – длительных хранителей и переносчиков возбудителей болезней, к которым относятся клещевой энцефалит, туляремия, пироплазмоз лошадей и др. Эти болезни очень опасны для человека и домашних животных. В лесных угодьях европейский ёж собирает на себя клещей больше, чем другие животные. Своим иглистым «панцирем» ёж, как щёткой, счёсывает голодных клещей , забравшихся на густые травы и кустики. Иглистый покров надёжно защищает ежа от хищников, но также надёжно защищает клещей от самого ежа. Зверёк не может избавиться от них самостоятельно.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Кто является ближайшими родственниками ежей?
2. Перечислите основные признаки, характерные для внешнего облика европейского ежа.
3. Назовите некоторые внешние отличия самки обыкновенного ежа от самца.
4. Каково эволюционное происхождение игл ежа?
5. Где и почему можно чаще всего встретить европейского ежа?
6. Почему человек находит ежа в природе довольно часто, а встречи с другими дикими животными, сопоставимыми с ежом по размерам тела, случаются гораздо реже?
7. Как ведёт себя ёж при встрече с опасностью?
8. В какой ситуации можно встретить одновременно несколько ежей, держащихся рядом?
9. В какое время суток европейский ёж наиболее активен?
10. Что лучше развито у ежа: зрение или слух?
11. Что лучше развито у ежа: зрение или обоняние?
12. Приведите три примера беспозвоночных животных, которые могут стать жертвой европейского ежа.
13. Приведите три примера позвоночных животных, которые могут стать жертвой европейского ежа.
14. Может ли ежом поедаться растительная пища? Если может, то какая именно?
15. Почему ёж не боится нападать на ядовитых змей?
16. Что заставляет европейского ежа впадать в зимнюю спячку?
17. Где проводят зиму ежи?
18. Чем питается ёж во время зимней спячки?
19. Почему далеко не все ежи, залёгшие в зимнюю спячку, доживают до весны?
20. Как изменяется обмен веществ у ежей в зимнее время?
21. Как выглядят новорождённые ежата?
22. В каком возрасте молодые ежи становятся самостоятельными?
23. Почему не все ежата становятся взрослыми?
24. У ежат какого из летних выводков - первого или второго - больше шансов не погибнуть в зимнее время? Почему вы так думаете?
25. Какие хищные животные могут быть опасными для ежей?
26. Что позволяет различным хищникам успешно охотиться на ежей?
27. Чем опасен человек для ежа?
28. Какую пользу приносит ёж человеку?
29. Какой вред приносит ёж человеку?
30. Каково значение ежей в дикой природе?
31. Как складываются отношения человека с ежом, который длительный срок содержится в условиях неволи?
32. Почему одинаковые по размерам участки леса могут быть заселены разным количеством ежей?
33. Почему в рационе ежей, живущих на разных территориях, могут наблюдаться большие различия?
34. У кого должно быть более сложное поведение: у ежа или собаки? Почему вы так думаете?

35. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.

«Однажды примерно в середине дня я сидел на крыльце своего летнего дома и, словно ленивый кот, нежился под солнечными лучами. Вдруг моё внимание привлекли странные звуки: шуршание, фырканье и пыхтение. Доносились они со стороны сада. Я осторожно повернулся в нужном направлении и замер. Через пару минут из ближайших зарослей вышел большой колючий ёж. Его круглая мордочка, издававшая перечисленные выше звуки, выражала крайнюю озабоченность. Ёж охотился, и, видимо, относился к этому своему делу очень серьёзно. Зверёк вытянул длинную шею и, стоя на месте, оглянулся по сторонам, поворачивая голову то вправо, то влево. Чтобы лучше видеть всё вокруг, зверёк на какое-то время приподнялся на своих высоких ногах. Однако, не обнаружив опасности, наблюдаемое мною насекомоядное опустило голову вниз и стало принюхиваться, продолжая поиски корма. Соблазн увидеть ежа поближе заставил меня подняться и подойти к нему вплотную. Зверёк мгновенно свернулся в колючий шар. Я осторожно взял его в руки. Ёж запыхтел и, не разворачиваясь, резко сокращая мускулатуру поверхности тела, пытался нанести мне чувствительные уколы иглами. Нужно признать, что это ему удавалось. Я опустил живой шар на землю и отошёл в сторону. Через некоторое время животное развернулось и очень быстро побежало к зарослям высокой травы, в которых и скрылось через пару секунд. Эта маленькая встреча доставила мне большое удовольствие. Я ещё несколько раз видел моего колючего знакомого, но больше не беспокоил его своим навязчивым вниманием. Было приятно осознавать, что рядом с моим летним домом топает, шуршит и регулярно охотится симпатичное существо, живущее самостоятельной жизнью, по законам матушки-природы…»

36. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам, предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

Человек часто встречается с ежом в дикой природе потому, что животные этого биологического вида широко распространены, а численность их достаточно велика. Кроме того, при встрече с человеком ежи не убегают, а сворачиваются в клубок и остаются на месте, оставаясь хорошо заметными.
Далеко не все ежата доживают до взрослого возраста, потому что многие из них становятся жертвами хищников, погибают при несчастных случаях или от болезней, не успевают накопить к осени достаточное количество жира и поэтому умирают во время зимней спячки, гибнут под колесами автомобилей.
Больше шансов выжить в зимнее время у ежат первого летнего выводка, потому что за несколько месяцев своей жизни они, как правило, успевают накопить необходимое для зимовки количество жира.
На разных участках леса одинаковой площади обитает неодинаковое количество ежей, так как эти участки могут существенно различаться по количеству и разнообразию кормов; по численности опасных для ежей хищников и паразитов; по количеству мест, удобных для размножения и зимовки; по количеству дорог с автомобильным движением.
Поведение собаки гораздо сложнее, чем поведение ежа. Наш четвероногий друг обладает более развитым головным мозгом, чем ёж - представитель одного из самых древних отрядов класса Млекопитающие, а именно - к отряду Насекомоядные.

В предложенном учащимся тексте есть следующие ошибки и неточности:
летним днём ежи не охотятся, это сумеречные и ночные животные. При рассказе о результатах своих наблюдений автор очеловечивает зверька, приписывая ему присущие нам с вами качества и ощущения («Его круглая мордочка, издававшая перечисленные выше звуки, выражала крайнюю озабоченность. Ёж охотился, и, видимо, относился к этому своему делу очень серьёзно»). Мордочка ежа не круглая, а заострённая. Шея обыкновенного ежа и его ноги довольно короткие. Поэтому зверёк не может вертеть головой влево или вправо и высоко приподниматься на конечностях. Ёж не может быстро бегать и мгновенно скрываться в зарослях. Он медлителен и неуклюж.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕЖА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о европейских ежах.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брем А. Жизнь животных. – М, 2003.
2. Биология лесных птиц и зверей. Учеб. Пособие для лесохоз. и биол. специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1975.
3. В полях и лесах. – М.: Росмэн, 1997.
4. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007.
5. Детская энциклопедия. Звери и птицы наших лесов. – М. – 2010. - №9.
6. Жизнь животных. Том седьмой. Млекопитающие/ Под ред. В.Е. Соколова. – М.: Просвещение, 1989.
7. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М., 2010.
8. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М., 1991.
9. Обыкновенный ёж // Наша флора и фауна. – М., 2013. - № 16.
10. Руковский Н.Н. Расскажем про обыкновенного ежа // Муравейник. - 2008. - № 5.
11. Станек В.Я. Иллюстрированная энциклопедия животных. - Прага: Артия, 1985.
12. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - №6.
13. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.
14. Флинт В.Е. Млекопитающие СССР. – М.: Мысль, 1970.
15. Я познаю мир: Животные: Энциклопедия / Авт.-сост. П.Р. Ляхов. – М.: ООО Издательство АСТ, 2004.


© Александр Кулев, 2021
Дата публикации: 23.06.2021 15:57:21
Просмотров: 629

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 70 число 83: