Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Искусство и искусствоведы - 1

Олег Павловский

Форма: Эссе
Жанр: Литературная критика
Объём: 2753 знаков с пробелами
Раздел: " Мастерская"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


.



ИСКУССТВО И ИСКУССТВОВЕДЫ

1.

Больше всего любят рассуждать об искусстве люди от искусства далекие.
Но они обладают одним неоспоримым достоинством – хорошо запоминают
«умные слова» и даже умеют их повторять. Благодаря обилию умных слов,
понять что они хотели сказать бывает нелегко, а то и просто невозможно.
Поэтому они говорят исключительно с себе подобными. О чем говорят не важно,
важно – как говорят! Они и находят друг друга посредством этих самых
«умных слов».

Между тем, искусство не тайна за семью печатями. Мастера это знают, но
очень редко допускают в свой круг случайных посетителей. Достаточно того,
что мастера отдают людям плоды своего творчества, иногда бескорыстно…

Искусство – умение, оно и происходит от слова «арс», умением и является
по сути. Но в отличие от ремесла, способного лишь к воспроизведению ранее
созданного, творец способен создавать новое. Здесь главенствует принцип:
или хорошо, но не так как уже было сделано, или нечто подобное, но лучше.
Ремесленников это не касается. Спросом пользуются и суррогаты, но и цена
им соответствует их достоинствам.

Неверно было бы разделять формы творчества по их значимости. Камерная
музыка ничем не лучше «фолк и кантри», да и спрос на нее не велик.
Труднее для массового восприятия – это да. А наиболее востребован всегда
именно ширпотреб. И так везде – в живописи, в прикладном искусстве,
в музыке и в литературе. Не прав был Шеллинг, утверждая, что мера условности
определяет уровень произведения искусства, что скульптура трехмерна и потому
проста для восприятия, живопись оперирует двухмерным пространством и потому
рангом выше, а музыка, дескать, – это длительность во времени, колебания эфира
или нечто в этом роде… потому музыка требует…

Ничего она не требует, частушки воспринимаются на ура, а что касается средств…
то нельзя сравнивать кисть или резец с симфоническим оркестром,
хотя, почему бы и нет? Иной раз и оркестр проигрывает в этом соревновании –
достоинства произведения искусства определяются достоинствами этого
произведения, а не средствами затраченными на достижение искомого результата.

Есть еще один любопытный момент. Леонардо да Винчи считал живопись высшим
из искусств только потому, что картина воспринимается сразу и целиком, а вот все
остальное требует времени или рассуждений. Он прав, если считать что картину
Леонардо лицезреет человек с уровнем понимания равным самому да Винчи,
а если – нет?

Вывод достаточно прост – в творческом акте всегда минимум два участника, –
художник и зритель. Но если для одного из них пожар это бедствие, а для другого
лишь повод повеселиться, то они едва ли сойдутся во мнениях, во всяком случае
относительно пожара.















.

© Олег Павловский, 2015
Дата публикации: 30.03.2015 01:25:48
Просмотров: 2618

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 41 число 34: