Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Говорящий Крест

Александр Учитель

Форма: Очерк
Жанр: Историческая проза
Объём: 10529 знаков с пробелами
Раздел: "история Латинской Америки"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


"Война каст", Юкатан, 1847-1901


Говорящий Крест
"Война каст", Юкатан, 1847-1901
В ходе европейского завоевания и заселения Американского континента там погибло около 90% его автохтонного населения. Нигде на всем континенте не было создано за прошедшие с тех пор 500 лет ни одного индейского государства, хотя в некоторых странах (Боливия, Гватемала) они и составляют большинство населения. В этой связи достоин удивления один исторический эпизод: трудно поверить, что это действительно произошло, но факт – более полувека во второй половине 19-го века в юго-восточном Юкатане существовало независимое государство индейцев майя под названием Хуаан де ла Крус – "Государство Креста" со столицей в городе Чан Санта Крус.
В 1846 г. началась война между Мексикой и США, и два американских колесных парохода, Миссури и Миссисипи вошли в Юкатанский залив. Чтобы выйти из-под удара, власти мексиканского штата Юкатан, еще с 1840 г. имевшие сепаратистские наклонности, провозгласили независимость и объявили о своем нейтралитете. Естественно, они тут же оказались под угрозой мексиканского вторжения, и в целях самообороны сепаратисты вооружили местных индейцев, составлявших 80% населения штата. 15-го января 1847 г. один из таких индейских батальонов взбунтовался и взял штурмом город Вальядолид. С кличем: "Смерть всем, кто носит рубашки!" - бунтовщики устроили дикую резню белого населения города. Сами юкатанские майя по-прежнему ходили в набедренных повязках – huit, и вплоть до появления Говорящего Креста повстанцы так и назывались – Huitob – "набедренные повязки". Вскоре выяснилось, что разгром Вальядолида был лишь вершиной айсберга: благодаря доносу, правительству Юкатана стало известно о разветвленном заговоре, охватившем все индейское население штата. Один из вождей заговора, Антонио Ай, был схвачен и расстрелян 26 июля 1847 г., а два других – Хасинто Пат и Сесилио Чи, поняв, что терять им нечего, немедленно подняли всеобщее восстание, охватившее весь полуостров. Это восстание получило название "войны каст" - кастами в испанской Америке называли еще с колониальных времен расовые группы, такие как: белые, индейцы, негры, метисы, мулаты. Прижатые к морю в столице штата, Мериде, незадачливые сепаратисты отправили в марте 1848 г. три идентичных письма в США, Англию и Испанию с удивительным предложением: передать суверенитет в Юкатане первой из этих стран, которая окажет им помощь в борьбе с "дикарями". Никто не откликнулся, но кое-какую помощь оружием Мерида получила из частных источников в Новом Орлеане, на испанской Кубе и в британской Ямайке. Индейцев удалось оттеснить вглубь полуострова. Между тем, американо- мексиканския война закончилась, и в августе 1848 г. юкатанские сепаратисты урегулировали свои отношения с правительством Мексики. К 1850 г. мексиканские войска загнали повстанцев в труднодоступные леса на юго-востоке Юкатана. В до-колониальные времена там не было городов-государств майя, и уже тогда жители этого района считались "дикарями". Тогда-то, в самый критический момент, там и объявился Говорящий Крест.
Почва Юкатана состоит из известняка; артезианские воды подмывают его снизу, и слой известняка иногда проваливается, образуя карстовые колодцы куполообразной формы, так называемые сеноты. У до-колониальных майя сеноты служили предметом культа, и в них бросали различные вотивные дары, в том числе человеческие жертвы. В 12-м веке в такой священный колодец в Чичен Ице был сброшен некий Хунак Кеель, который каким-то образом выбрался оттуда и, объявив себя посланцем богов, захватил власть в городе Майяпане. В таком колодце Чан Кивик в 1850 г. метис Хосе Мария Баррера нашел небольшой деревянный крест, который говорил. Крест вещал в стиле пророческих книг Чилам Балам, записанных латинскими буквами на языке юкатек в колониальный период, по-видимому, на основе уничтоженных испанцами иероглифических рукописей майя. Культ Говорящего Креста представлял собой довольно причудливую смесь языческой религии майя с христианством. Его поклонники стали называться Cruzob – от испанского cruz – "крест" и окончания множественного числа –ob на языке юкатек. Он-то и стал идеологической основой повстанцев, позволившей им консолидироваться в жизнеспособное независимое государство. В окрестностях колодца вскоре вырос новый город – Чан Санта Крус, ставший столицей этого государства. В 1855 г. Мексиканское правительство объявило в одностороннем порядке об окончании "войны каст" – Государство Креста стало политической реальностью. Вскоре оно было признано de facto Великобританией для легализации его торговых отношений с Британским Гондурасом. В Мексике популярна конспиративная теория, согласно которой Государство Креста было результатом английских интриг с целью прибрать к рукам часть Юкатана. Это верно только в том смысле, что Государство Креста просуществовало ровно столько, сколько продолжалась его подпитка английским оружием из Белиза, но британское правительство никогда не проявляло ни малейшего стремления присоединить его территорию к своей империи.
Государство Креста было теократией: верховная власть там принадлежала Нохоч Тата – "Великому Отцу", которого называли также на до-колониальный манер Ах Кин – "верховный жрец". Великому Отцу подчинялись Тата Полин – "Отец Толкователь", известный также как "секретарь Креста", который истолковывал пророчества Говорящего Креста, Тата Чикиук – "Отец Площади", больше известный как "генерал Креста" и Тата Нохоч Зуль – "Великий Отец Шпионов". Секретарь Креста стоял во главе гражданской администрации, и ему подчинялись старосты деревень, генерал Креста командовал армией, называвшейся la guardia, а "Отец Шпионов" был начальником разведки. Эту иерархию отражал также план города Чан Санта Крус: его центральную площадь обрамляли здания храма Говорящего Креста – Балам На, дворца верховного жреца – Чикиник, резиденции генерала Креста, семь казарм гвардии и тюрьма. Должность верховного жреца передавалась по наследству, перейдя от Хосе Мария Баррера к его сыну Аугустину, а от него - к его внуку, Педро Паскуалю. Генералы Креста менялись чаще, нередко свергая друг друга в ходе военных переворотов. Такие перевороты, как правило, происходили в связи с внешнеполитическими обстоятельствами. В 1863 г. император Мексики, Максималиан, власть которого в стране была весьма шаткой, предложил мир в обмен на признание. Тогда сторонник мира Дионисио Сапата Сантос сверг непримиримого Венансио Пука, но и сам вскоре был свергнут и убит вместе с Великим Отцом, Аугустином Баррера новым генералом, Кресенсио Поотом. Великим Отцом тогда стал один из оставшихся еще в живых заговорщиков 1847 г., Бонифасио Новело, действовавший, по-видимому, как регент при малолетнем Педро Паскуале Барреро. Сам Кресенсио Поот заключил в 1883 г. при посредничестве английского губернатора Белиза соглашение с Мексикой, по условиям которого он становился пожизненным губернатором территории государства Креста, а все последующие губернаторы должны были назначаться с согласия местного населения. Однако и он был свергнут в 1885 г., и это соглашение никогда не было имплементировано. Генералом Креста стал Анисето Дзуль, который, понимая, что тучи сгущаются, пытался передать государство Креста Британской империи, но англичане совершенно не собирались портить отношения с Мексикой ради сомнительных территориальных приобретений. Более того: Дзуль умер в 1890 г., и сменивший его Роман Пек совершил грубую ошибку, расстреляв несколько британских граждан. В 1893 г. Великобритания заключила с мексиканским диктатором Порфирио Диасом договор о запрете поставок оружия государству Креста. В 1895 г. Пек был убит, и поставки английского оружия на короткое время возобновились, но судьба государства Креста уже была решена: в 1899 г. Порфирио Диас отправил генерала Игнасио Браво на его окончательное завоевание. Генерал Браво взялся за дело основательно: военные инженеры проложили железную дорогу через джунгли до самого Чан Санта Круса, и в 1901 г. город был взят штурмом, генерал Креста Филипе Май был убит, а остатки гвардии ушли в леса. Порфирио Диас не вернул государство Креста штату Юкатан, а преобразовал его в федеральную территорию Кинтана Роо, которой генерал Браво управлял в режиме военной оккупации.
Тут-то Говорящий Крест и совершил свое последнее чудо: в 1911 г. в Мексике произошла революция, генерал Браво был отозван, а в 1915 г. новый губернатор Кинтана Роо, Артуро Гарсиласо, был вызван в Мериду и там расстрелян как контрреволюционер. Мексиканские войска покинули Кинтана Роо, остатки крусоб вышли из леса и, не веря своим глазам, преклонили колени перед руинами Балам На. Генералом Креста стал бывший сержант гвардии, приемный сын Филипе Мая, Франсиско (Панчо) Май. В 1917 г. президент Карранса подарил ему именную саблю, подтвердил его генеральское звание и пригласил новоиспеченного генерала в столицу на парад молодой мексиканской авиации. В Мехико Панчо Мая больше всего поразили добросердечные столичные девушки, готовые за скромное вознаграждение приласкать дремучего провинциала. Одну из таких уличных сирен генерал увез с собой в Чан Санта Крус.
Удалось ли мексиканским проституткам то, что не удалось бравым генералам? Нет – Панчо Май потерял всякий авторитет у крусоб и вернулся к крестьянскому труду. То, что окончательно умиротворило Юкатан, стала жевательная резинка: как раз тогда, в 10-е годы 20-го века ее изобрели в США, а делали ее из смолы дерева чикле, растущего на Юкатане. Сборщики смолы – чиклерос – зарабатывали до 300 песо в месяц, а с деньгами в кармане борьба за независимость потеряла свою привлекательность. В 1929 г. разразился мировой финансовый кризис, цены на жевательную резинку рухнули, и мексиканское правительство, опасаясь беспорядков, решило ввести войска в Кинтана Роо. Вопреки опасениям, никакого сопротивления не последовало. Лишь Великий Отец, Педро Паскуаль Барреро, ушел из Чан Санта Крус в деревню Чанках, за ним последовало всего 700 человек.
Территория Кинтана Роо получила права штата в 1974 г., а культ Говорящего Креста существует и поныне, и в 2003 г. он получил статус признанной государством религиозной конфессии. Американский историк Нельсон Рид так передает свой диалог с субделегадо Чанкаха, Романом Крус в 1959 г.:
- Книга (т. е. записи пророчеств Говорящего Креста) обещала, что твой народ придет и окажет помощь нашему народу.
- В какой помощи вы нуждаетесь?
- Нам нужны винтовки и люди, чтобы выгнать мексиканцев отсюда. –
Так что, возможно, Говорящий Крест еще не сказал своего последнего слова. История продолжается.
Библиография: N. Reed, The Caste War of Yucatan, Stanford, 1964


© Александр Учитель, 2010
Дата публикации: 28.04.2010 18:44:25
Просмотров: 3497

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 98 число 61: