Неподавленный бунт Елизаветы Александровой-Зориной
Ольга Иженякова
Форма: Статья
Жанр: Частное мнение Объём: 8223 знаков с пробелами Раздел: "Все произведения" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Проза Е. Александровой-Зориной напоминает оперного певца, взявшего высокую ноту для исполнения своей партии. Миниатюрный сборник рассказов под названием «Бунтовщица», пахнущий еще типографской краской, располагает читателя с первых строк, как хороший психолог, обещая понимание и душевное сходство. Тесно переплелись сон и явь, мечты и реальность, и, соответственно, стали неважны имена, расплылись как в тумане лица. Но, странным образом, осталось что-то главное, то, что в обычной жизни засело глубоко внутри, (рассказ «В парке»). Различаются только деревья, ставшие свидетелями человеческой эволюции (или революции?), в контексте человеческих историй воспринимаемые как вызов давно устроенному миропорядку. В жизни всегда есть место маленькому чуду, пусть и крохотному, которое порой просто необходимо, чтобы продлить саму Жизнь. Читаешь и молишься (рассказ «Дед Мороз»), где речь идет о военном голодном Ленинграде, люди умирают от голода, а больнее всего, что и маленькие дети тоже. Вор, укравший хлеб и убегающий от патруля, вынужден спрятаться в детском доме. В благодарность за то, что воспитательница его не выдала патрулю, он дает ей несколько буханок, она оставляет его в детдоме переночевать, ночью крадет у него остальной хлеб, а взамен – для тяжести – в его мешок насыпает кирпичи и игрушки. О воспитательнице. Она не верила в Бога. Нет. Но, каждый вечер просила Его, чтобы утром все дети проснулись. Детская смерть невыносима. И в кладовке детдома лежит труп, которого не то, что никто не боится, а даже не обращает внимания. Дети просят есть. И вот под Новый год, когда больше всего жива вера в чудо, малыши загадывают желания, тут-то и предстает перед ними вор, который говорит, что он Дед Мороз. У вора когда-то была относительно устроенная жизнь, имя и мать, но жизнь его в определенный момент пошла по наклонной, имя стало неважным, а мать он, ни во что не ставил. Правда, когда ее не стало, слезы сами собой лились ручьем – «просто курева не было. Первый раз в жизни», оправдывает он себя. Обнаружив кражу, вор первым делом захотел разобраться с воспитательницей, но, как водится, времени не было – «путь не лежал в те места». А потом, когда все же выбрал время и пошел «навестить» детдом, оказалось, что тот эвакуирован, вор увидел только детские рисунки, на которых изображен он в образе Деда Мороза… Автор не читает мораль, не делает нравоучительные выводы, предлагая ситуацию читателю разобрать самому. От нас, что называется, остается за кадром, что почувствовал в это время вор, увидев детскую благодарность. Как бы продолжением этой истории является рассказ «Там, где теперь ее дом». Ужасающая правда голодного Ленинграда вперемешку с детскими мечтами, предстает перед нами такой, какая она есть. Мечты о маме и тепле так и остаются в итоге мечтами, не больше. Опираться на действительность нельзя, стержень только у себя, внутри, но, Господи, как трудно найти его пятилетнему ребенку, у которого умерла мать, и, доверяясь исключительно своей интуиции, маленькая девочка бредет по блокадному городу. Но при всем, при этом главной мыслью остается то, что в прошлое нет возврата, каким бы оно ни было - хорошим или плохим («Провинциальная рапсодия», «Архитектор воздушных замков», «Бунтовщица», «Покупатель», «Елисей Кузьмич», «Пой, Революция»). В рассказах Е. Александровой-Зориной полно людей, опустившихся на самое дно жизни, но, кто-то временно, а кто-то, по всей видимости, навсегда. Так, в «Бунтовщице» показана женщина средних лет, в прошлом врач, но, воспитывая сына, квалификацию потеряла, работала, где придется, в итоге осталась, как говорится, у разбитого корыта. Сын ее бьет, муж пьет. Волей судьбы она сталкивается с бомжами, уговаривает их поднять бунт, ее быстро «упекают» в изолятор, она там моет милицейский «уазик», ее отпускают и страдалица радуется, что легко отделалась – «а ведь могли и наркоту подбросить». Но, тем не менее, что-то в ней меняется, сквозь унижение и усталость пробивается другой человек, которому мнение мужа и сына уже неважно. Понимаешь, что только вот так, пройдя через боль и стыд, бунт может созреть и прежде, чем подбивать на восстание бомжей, надо навести порядок у себя дома, а еще лучше, наводить его всегда, как писал Экзюпери: «Утром встал – первым делом убери свою планету». И, чтобы прийти к этому бесхитростному выводу, надо многое пережить. Почти все герои заводят речь о счастье, ответа, тем не менее, как правило, не следует. Каждый находит его сам, таким, каким только можно найти, если жизнь длинная и скучная, а смерть внезапная и нелепая. Порой удивляет людская беспомощность, будь то таджики – гастарбайтеры или муж, полностью зависящий от жены. Люди полностью стопроцентно отдаются своим чувствам, не вызывая, впрочем, сочувствия у окружающих. Примечательно, но автор не делит на героев на «черных» и «белых», предлагает такими, какие есть: с бытовыми проблемами «счета за квартиру не оплачены», физическими и психическими изъянами, вписывающимися (а порой наоборот – не вписывающимися) в буйное царство жизни. Общий лейтмотив такой – люди на самом деле не любят людей, а «сохраняют отношения» для каких-то своих целей, будь то потребность «выпросить место на кладбище» или просто получить работу, деньги. Корысть и любовь всегда рядом, и, чаще всего доминирует первая. Прочитав, а некоторые, перечитав рассказы, невольно задаешься вопросом: почему люди любой ценой стремятся получить выгоду, используя, как вещи других людей? Ответа нет. По всей видимости, и не будет. Ведь речь по большому счету идет не о выживании, а о благах, комфорте и проч., за которые и жизнь, как правило, чужую, отдать не жалко. Слабая сторона, понятное дело, всегда виновата. Извечный вопрос: что делать в этой ситуации, рождается сам собой, и так же быстро умирает. Плыть просто по течению жизни, доверяясь людям нельзя однозначно, каким бы талантом не был одарен человек. В мини-рассказике «Пой, Революция», как раз речь об этом. Девушка с прекрасным голосом приехала покорять Москву, где ее, наивную, «обчистили», что называется, до нитки. Сопротивляться сил не было, домой возвращаться, больно и стыдно, но самое обидное то, что она в ходе стрессов потеряла голос. Так и поет теперь на площади трех вокзалов – «бомжи плачут под ее песни». И, тем не менее, в России жить можно, какой бы она ни была, она всех принимает в свои объятья. В рассказе «Злой город» речь идет о таджиках, которые приехали на заработки, но их, что называется, использовали и выкинули, их боль поняли только такие как они – «маленькие люди», которые и заступились. Казалось бы, вот он, финал, все живы -здоровы, сыты, одеты – обуты, деньги есть на дорогу, красивая, в общем история, получилась. И у сельских защитников появилась редкая возможность почувствовать свое благородство, редкое состояние для наших дней. Но… проходит год, и таджики возвращаются, потому что в другом месте хуже, а на их родине, так совсем невозможно жить. Но автор пошла дальше обычного бытописания житейской ситуации, она показывает, что и в семье таджиков не все так просто, на самом деле они не муж и жена, а так попутчики, согласившиеся вместе жить, потому, что так проще выжить. И если старшие взяли себе русские имена – Света и Коля, то сын Светы просит называть его родным именем – Зафар, деревенские, понятное дело, просьбу игнорируют и зовут на русский манер Захаром, но парнишка настойчив, каждый раз повторяет свое подлинное имя… Что это? Протест? Вроде бы обычная ситуация, точнее, привычная для России, когда пришлые здесь живут и устанавливают свои нормы и правила, в рассказе до этого дело не доходит, автор умело нас подводит к той черте, когда человек подчеркивает свое достоинство. И только. Но, понятное дело, что такие как Зафар не обрусеют, сколько бы здесь не прожили. Россия для них никогда не станет второй родиной. Несмотря на ограниченность ситуации, герои Е. Александровой-Зориной редко решаются что-то круто изменить в своей жизни, как правило, их поступки сиюминутны и предсказуемы, из всего многообразия жизненных красок, они, чаще всего, предпочитают пастельно-скучные тона, где вывод очевиден изначально. Но странным образом, сборник рассказов прочитать довольно полезно, чтобы определить четкую грань, как жить можно, а как ну совершенно нельзя… © Ольга Иженякова, 2011 Дата публикации: 23.06.2011 19:48:27 Просмотров: 2822 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |