Чугунный ларец
Евгений Девиков
Форма: Поэма
Жанр: Гражданская лирика Объём: 120 строк Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Чугунная вязь невесомо красива : тяжёлый дворец словно лёгкий ажур. Обманчива лёгкость. В ней тяжести сила. Дворец ― как ларец. Я о нём расскажу. Дворец отливали в Кыштымских заводах. Плавильная печь на древесном угле. Его красоту в поэтических одах поэт не прославил ещё на земле. В Париже на съезде чудес и прогресса названье пристало к нему ― “павильон”. В него отдохнуть заходили принцессы, а цену цари назначали в миллион. У входа ― литая скульптура “Россия”. Чугун и ковры ― словно сень и багрец. Купцы иностранные очень просили за дикие деньги продать им дворец. ― А царь не продаст. Государь не азартен. Не выжил российский монарх из ума, ― сказал архитектор ларца Баумгартен . И с ним согласился модельщик Кузьма . “С пустым кошельком побираться придётся”, ― купчишки рабочих ловили на страх. ― Россия едина. И не продаётся, как реки и горы, ― итожил монарх . А как возникают красивые вещи? Из мысли? Молитвы? Из пробы пера? Из силы таланта, что Богом завещан, оставлен в наследство его мастерам . От искры любви, от продуманной мысли пошёл архитектор в проекте своём. Модельщиков тоже сомнения грызли : как в плоской детали возникнет объём? Литейщик мечтал о металле прозрачном, чтоб светом манящим наполниться мог . Но чёрный чугун и не кажется мрачным : как будто из сказки возник теремок . Взял скульптор Диллон с полотна Васнецова “Печалей и Радостей” доблестный гимн . Ажурный рельеф. По идее птенцовой : фольклорный дуэт ― Алконост и Сирин . Драконом была рукоятка от чаши, а крылья ― тугие его паруса . Изгибом красив и оскалом не страшен фрагмент дорогого убранства дворца . Живёт красота под руками рабочих . Воздвигнут ― и песней она прозвучит . Спроси, кто из них до работы охочий . И каждый тотчас рукава засучит . Модельщики верят в работе стамескам, умеют изладить любую деталь . Кузьма загорелся желанием дерзким ― создать павильону свою пастораль . И только когда каждый клин был подогнан, а лучше придумать уже не с руки, пришёл Баумгартен, обученный догмам, и просто сказал: "Молодцы, мужики". Тарасов Кузьма и Широков Димитрий ― два резчика. Каждый легендою стал . С моделей сперва будут формы отлиты, а в них разольют непокорный металл . Но срок подошёл, и чугунное чудо отправилось в путь по чугунке в Париж . Европа не знала такого покуда . Казалось бы, чем ты её удивишь? Багажный вагон. Здесь в трудах неустанных творцов и ремонтников тесный кружок ― в прямых картузах, в длиннополых кафтанах, с заправкою брюк в голенища сапог . Тех кружев Париж даже глазом не щупал. Чугунным ларцом был весьма удивлён. И в зале, где крышей стеклянный стал купол, толпа обсуждала ”квозной“ павильон . Кунсткамера русской литейной поделки! Не бронза, не медь : примитивный чугун . В малейших движеньях изящны оттенки. Там всяк злопыхатель ― наёмник и лгун . Вечерняя жизнь ― варьете и фокстроты, а днём нескончаем скульптуры парад . Хронометры местной чеканной работы российским умельцам в Париже вручат . ...Закончена выставка. Спрятаны в ящик решёток ажур и завес кружева . Париж провожал на перроне стоящих, прощальные вслед говорил им слова . В ответ мастера обещали вернуться, шедевры похлеще с собой привезти . Ещё не подули ветра революций, и к творчеству были свободны пути . А дома ― обвал социальных крушений . О шумном Париже забыли давно . Чугунное чудо красы совершенной ― кому в коммунизме потребно оно? Монарх объявил, что страна не продажна, да где он лежит, я сказать не берусь . За деньги тевтонов в вагоне багажном беда накатила на вольную Русь . В Париж возвращаться уже не придётся, не выйдет ― шедевр предъявить налицо . Чугунный дворец в чугунки перельётся, чтоб лучше кормить наших красных бойцов . За этой идеей стоял самородок. Страна не забыла того удальца : партиец-директор на план сковородок пустил в переплавку две трети дворца . В ту пору не всё было столь же нелепо . Навскидку один эпизод я возьму . Случился он в год ликвидации НЭПа : к ремонту шедевра призвали Кузьму . К тридцатому году c победы в Париже решили умельцы тряхнуть стариной (Тарасов Кузьма и другие с ним иже) ― и к жизни вернули фасад боковой . На этом фасаде остались узоры, потрясшие прежних заморских царей . А как загорались у зрителей взоры, и как от слёзы становились сырей... Но только в конце рокового столетия ― позднее искусники эры другой вернули узоры, скульптуру, соцветия. ― И зритель к музею пошёл чередой. © Евгений Девиков, 2014 Дата публикации: 29.07.2014 01:57:17 Просмотров: 2330 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |