Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Девчонки и война

Ирина Курамшина

Форма: Очерк
Жанр: Публицистика
Объём: 12595 знаков с пробелами
Раздел: "Правда жизни"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(Ю.Друнина)



Каждый раз, приезжая в Иркутск, я рано или поздно задаю своей матери вопрос: «Что нового в вашем «доме советов»? Все ли живы и здоровы?». И тогда она часами может рассказывать мне потрясающие истории, ведь под «домом советов» подразумевается местный Совет Ветеранов, где мама на общественных началах трудится почти десять лет. Совет стал для неё вторым домом. Взаимопомощь и взаимовыручка, заботливость и участливость, доброта, терпение и взаимопонимание – отличительные черты членов этого «ветеранского клуба». «Костяк» составляют ветераны Великой Отечественной войны, на них всё и держится. Крепкое и закалённое невзгодами и лишениями поколение, прошедшее войну, и в наши дни остается примером для потомков.
Так уж получилось, что в одном месте жизнь соединила много интересных человеческих судеб. Удивительно, но факт остается фактом: в Совете Ветеранов Приморского микрорайона города Иркутска трудятся совершенно безвозмездно прекрасные женщины, неповторимые в своей индивидуальности личности, наделенные редким даром милосердия. О двух - самых ярких и достойнейших фронтовичках я и хочу рассказать в канун Дня Победы.

Клавдия Трофимовна Тимонина – бессменный председатель Совета Ветеранов на протяжении долгих лет.
Наверняка, не только о себе, но и о многих женщинах-участницах Великой Отечественной, написала также прошедшая войну поэтесса Юлия Друнина:

Мне близки армейские законы,
Я недаром принесла с войны
Полевые мятые погоны
С буквой "Т" - отличьем старшины.

О Клавдии Трофимовне можно говорить очень много. На девятом десятке лет - она по-прежнему, энергична, подвижна и легка на подъем. Задор и озорство так и лучатся в её глазах, и порой хочется спросить: «От чего питается ваша внутренняя электростанция?».
Она родилась в Красноярском крае в семье лесника в глухой таежной деревне с загадочным названьем Егет. В год, когда началась война, Клава Тимонина была еще школьницей и сдавала выпускные экзамены. И сразу же после их сдачи она записалась на курсы сандружинниц. 22 июня 1941 года детство закончилось одновременно у миллионов мальчишек и девчонок.
Выпускниц курсов направляли в воинские части. Так Клава Тимонина оказалась на знаменитом курорте «Шира», где находился новый госпиталь, который только готовился принять раненых.

Первое соприкосновение с войной – санитарный поезд, который доставил фронтовиков. Встреча поезда, когда худенькие, молоденькие девчонки умудрялись поднимать тяжеленные носилки с ранеными в кузов старой полуторки, до сих пор стоит перед глазами Клавдии Трофимовны. Она оставила неизгладимый след в душе юной сибирячки и навсегда закалила её характер.

- В тот первый день было тяжело, особенно, когда мы делали последний рейс. Все выбились из сил, падали от усталости, глаза слипались, но мы помнили, что в поезде нас ждут раненые, – рассказывает Клавдия Трофимовна. - В память врезался один случай. Мы ехали в машине. Один из раненых, мучимый болью и жаждой, умоляя, глазами просил пить. Я мочила ватку из фляжки и прикладывала к его губам. Он наконец-то успокоился, а я от усталости задремала. Не заметила, как пошатнулась и задела раненого. Я, конечно, испугалась, а он тихо, с необыкновенной теплотой спросил мое имя, сам назвался Сашей и попросил обязательно разыскать его в госпитале. Я ведь его действительно разыскала, помогала потом старшему лейтенанту, чем могла. Отрадно, что он на глазах быстро поправлялся. Это был первый урок чуда. И первый пациент, который не без моей помощи снова встал в строй. Понимание собственной причастности к судьбам других людей, зависимости их жизней от моего умения, расторопности и сноровки – все это пришло именно там, в госпитале, пришло очень быстро – буквально в первые дни службы. А в 1945 году я встретила лейтенанта на фронтовых дорогах уже в звании полковника. То, что при твоем участии поправлялись раненые, прибавляло сил и уверенности».

С санитарной сумкой на плече Клавдия Тимонина прошагала тысячи километров фронтовых дорог. 309-й стрелковой дивизией, в 959-м стрелковом полку которой служила сибирячка, одна только Украина была пройдена с боями трижды: от Дона до Полтавы и обратно, а потом снова на Запад. Неудивительно, что девушки на фронте взрослели слишком быстро.


Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
(Ю.Друнина)

В январе 1943 года дивизия пошла в наступление, освобождая города Белгород и Богодухов. Клавдия Трофимовна вспоминает:

- В тот день, 14 января, мы лежали в траншеях из снега на мерзлой земле - зуб на зуб не попадал. Подошли танки, и мы поднялись за ними. Командир одного танка крикнул мне: "Садись, сестричка, подвезем!" Бегущие рядом солдаты отговаривали, а сидящие на танке подхватили, и я взобралась. Но долго не пришлось с ними ехать, я спрыгнула, как только заметила первого раненого. Спустя некоторое время я увидела этот танк, на котором ехала, он стоял весь обгоревший, но целёхонький, близ станции Пухово, за которую и шел бой. Вспомнила командира танка и подумала: «Слава Богу, что смерть его миновала».

Вскоре 309-я дивизия была вынуждена отступать - предстояли бои на Курской дуге. И настал тот день: горели танки, сбитые самолеты, кругом огонь и смрад, дым, грохот. Бойцы - голодные, но полные решимости, не пасовали ни перед какими трудностями. Вражеские танки нещадно давили солдат, превращая окопы в кровавое месиво. Подбирать раненых с передовой, оказывать им первую помощь было крайне сложно: из-за налипшей грязи сапоги становились как пудовые. Под свист снарядов, будучи на волосок от смерти, Клавдия, помня свой первый урок, вытаскивала бойцов, пока были силы.
- Ежедневные свидания со смертью притупляли страх, сознание собственной беспомощности, когда раненые умирают у тебя на руках, когда ты уже ничем не можешь помочь, приводило в отчаяние… - продолжает Клавдия Трофимовна. - Как мы, «тургеневские барышни» в недавнем прошлом, выжили в этой бойне? Война ни у кого не спрашивала про его предназначение. Она заставила всех без исключения получить одну профессию – Родину защищать. А про себя, про то, для чего мы на этот свет появились – забыли, и даже вспоминать было некогда. Вместо любви и романтических свиданий девчонки видели кровь и боль, а счастье испытывали, когда могли сказать или подумать: «Вот и еще один человек жив, потому что его спасла я».
К исходу четвертого дня боёв Клавдия была ранена в ногу, и её отправили с госпиталь. В этой легендарной битве уже старшина медицинской службы Тимонина К.Т. участвовала всего четыре дня, но помнит сражение и по сей день. В сентябре она выписалась, получила новое назначение - в 496-й истребительный артиллерийский противотанковый полк, который воевал с немецкими танками в Белоруссии, Литве и Латвии. В этом полку лишь за один бой под Невелем Клавдия Тимонина оказала помощь не только воинам своей батареи, но и пехотинцам, вынесла с поля боя 25 бойцов, за что была награждена орденом Красной Звезды. С этим полком она дошла до Победы, была удостоена других правительственных наград, в том числе, орденов Отечественной войны двух степеней, и вернулась на Родину – в Сибирь.
Татьяна Федоровна Белкина - "начальник штаба" Приморского совета ветеранов.
В августе 1941 года немцы подошли к городу Луга. Сформированный партизанский отряд под командованием И.Г. Белознева покинул город. И только придя на базу, партизаны обнаружили в своих рядах шестерых школьников, которыми верховодила Таня Андреева. Их хотели отправить обратно в город, но Таня сумела убедить командира отряда: "Мы хотим вместе с вами защищать свою землю. Мой отец и брат уже воюют на фронте, у ребят отцы тоже там, не отказывайте в просьбе. А я вам очень пригожусь – неплохо знаю немецкий..."
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
(Ю.Друнина)

Таким образом, школьники остались в отряде. Наравне со взрослыми строили землянки, подчинялись строгому распорядку, установленному в лесном гарнизоне. Словом, для Тани и ее друзей началась новая, совсем не детская жизнь.
О партизанской жизни Татьяна Федоровна всегда вспоминает с грустной улыбкой, особенно про первую разведку. Петру Полякову и ей приказали изучить подходы к железнодорожному мосту между станциями Оредеж и Тарковичи. Утренний туман помог им добраться до моста незамеченными врагом. Стали наблюдать. Установили время смены часовых. Изучили обстановку. В штабе отряда по сведениям, полученным от юных разведчиков, подготовили план операции, в результате которой мост развалился пополам, а эшелоны с вражескими танками, орудиями и боеприпасами, да и немецкие солдаты не дошли до фронта. После успешной операции Тане и Петру еще не раз доверялись подобные вылазки. Но однажды девушке не повезло – на станции Дно она была замечена и схвачена полицаями, и отправлена в тюрьму в Оредеж.
- Я, конечно, не знала, что командованию партизанского отряда было известно, что в этой самой тюрьме содержатся советские пленные солдаты и офицеры, что с армейской авиачастью был разработан план освобождения пленных. Оредеж подвергся бомбардировке, и в это время партизаны, переодетые в одежду полицаев, захватили здание полиции и тюрьмы. Так я вернулась в отряд. Сведения, которые я успела раздобыть до ареста, имели в дальнейшем большую ценность. За это я получила благодарность от командира.
В октябре 1941 года из Ленинграда пришел приказ: всех подростков из партизанского отряда отправить в тыл для продолжения учебы. Через три месяца Татьяну Андрееву зачислили в особый "боевой секрет" N 13, который был направлен к партизанам под город Лугу. Дважды юная партизанка переходила линию фронта, доставляла донесения в штаб армии. Дважды с парашютистами десантировалась в тыл противника. В день Красной Армии, 23 февраля 1943 года, в операции по уничтожению фашистского десанта под Порховом девушка была тяжело ранена в предплечье. В августе 44-го партизанский отряд соединился с частями Советской Армии. Это было уже в Латвии, где в составе воинской части полевая почта 00111 она была до конца войны, проявила себя мужественным бойцом.
- Наша юность оказалась трудной. Но всё равно – были молоды, хотелось кому-то нравиться, отчаянно хотелось быть красивыми… Наверно, то же думали и ребята… Но об этом на фронте как-то не принято говорить. Наше поколение было свято верующим, и не считало себя жертвами тягчайших обстоятельств. Потому и неудивительно, что все мы - от мала до велика, были готовы к добровольному самопожертвованию. В стылых землянках, у слепых костров, на краешках непроходимых болот, в самых отчаянных ситуациях мы верили друг другу. И пронесли эту веру и дружбу через всю свою жизнь.
Татьяна Андреева награждена: Орденом Отечественной Войны 2-й степени, медалью за оборону Ленинграда и еще девятью другими наградами. После войны вышла замуж за иркутянина, старшего лейтенанта Александра Николаевича Белкина. В 1950 году они приехали домой, и стали строителями Иркутской ГЭС.
Широк круг должностных и человеческих обязанностей ответственного секретаря совета ветеранов. И "бумаги" надо вести, и четко организовать исполнение намеченных планов работы комиссий, а их шесть в совете. Татьяна Федоровна Белкина - хороший организатор. Каждое порученное дело доведет до конца. А дома внуков помогает воспитывать. Очень серьезно она отнеслась к поручению совета возглавить работу среди вдов. За свою душевность и деловитость Татьяна Федоровна пользуется большим авторитетом и у ветеранов микрорайона, и у молодежи.
Я рассказала всего лишь о двух членах этого удивительной организации, но и об остальных можно найти не меньше добрых слов. Замечательно, что сегодня, как единая дружная семья, работают боевые подруги и товарищи - фронтовики Великой Отечественной войны, и ветераны труда, объединенные одним благородным делом.
Закончить рассказ мне хотелось бы также стихотворением Юлии Друниной, характеризующим наших матерей и бабушек, противостоящих врагу, выживших в условиях, кажущихся нам, не побывавшим там, нереальными и фантастическими, и воспитавших уже не одно поколение достойных россиян:

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

04/05/07


© Ирина Курамшина, 2008
Дата публикации: 09.05.2008 16:04:03
Просмотров: 4142

Военные фильмы про Чечню на сайте voenhronika.ru.
Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 11 число 89: