Хепеннинг в океане грез
Олег Павловский
Форма: Эссе
Жанр: Публицистика Объём: 8165 знаков с пробелами Раздел: " Мастерская" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
. 1. ХЕППЕНИНГ В ОКЕАНЕ ГРЁЗ или ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС ТИТАНИКА _____________________________________________________________________ Постмодерн – не такое уж новое явление в мировой культуре. Первые упоминания о постмодернизме мы можем отнести к началу прошлого века в разгар мировой войны, когда ультралевые направления в культуре и искусстве уже не справлялись с ролью активных игроков на распаханном взрывами и изрезанном рвами и траншеями поле. Доминирующий в этот период экспрессионизм так и не обрел точку опоры чтобы «перевернуть мир», – мир был перевернут и без его участия громыхающими изделиями заводов Круппа. Но откровенно игровой, внесистемный характер постмодерн приобрел значительно позже. Постмодернизм в любых его проявлениях – это детище буржуазной культуры, тяготеющей к потреблению и превратившей сами предметы потребления в фетиш, икону и «правила игры». Еще до провозглашения постмодерна парадигмой постиндустриальной эпохи, авангард, захлебываясь в собственных нечистотах или размахивающий знаменами свободы порождал то сверхтрадиционные сентенции гиперреализма – от выгребной ямы до сентиментальной чопорности будуара, то колесницы поп-арта, грохочущие обломками ломовых телег и пугающие мертвенной бледностью резиновых манекенов. Любые попытки отрицания постмодерна как в литературе и искусстве, так и в повседневной жизни Запада, а вместе с ним и России второй половины ХХ века необъективны, бессмысленны и вредны. Все мало-мальски нетрадиционное – и надсадный баритон Высоцкого, и «отважные герои маленького роста» Окуджавы, вызывающий музыкальный дискурс Ф.Синатры или саркастическая усмешка К.Воннегута, так или иначе, – это мир постмодерна в его еще доклассическом проявлении. Еще в начале прошлого века выдающимся Мастером игры был Б. Пастернак: Он свел ее с их губ и лацканов, С их блюдечек и физиономий, Но, сделав их на миг мулатскими, Не сделал ни на миг знакомей. ____________________ «Два письма» «О, мальчик мой, и ты, как все, забудешь И возмужавши, назовешь мечтой Те дни, когда еще ты верил в чудищ? О, помни их, без них любовь ничто. О, если б мне на память их оставить! Без них мы прах, без них равны нулю. Но я люблю, как ты, и я сама ведь Их нынешнею ночью утоплю… – Шепчу? – Нет, нет. – С ликером, и покрепче. Шепчу не я, – вишневки чернота. Карениной, – так той дорожный сцепщик В бреду под чепчик что-то бормотал»... _____________________ «Спекторский» Можно бредить березками и кленами С.Есенина и Россией с молочными реками, кисельными берегами и говорящими медведями, но и Есенин, порой, выстраивал такое «нагромождение картин и образов», что словесная дискурсия превращалась в театральную декорацию, в пугающую и зримую реальность: «Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины». […] Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом /«научностью»/), а постмодернизм — это неэкстремистское отрицание все того же Модерна. […] Модерн подобно эквилибристу смешивал классицизм с техногенным конструктивизмом, порой подменяя его последним и таким образом как бы преодолевая эклектичность всей конструкции. Постмодерн склонен к позиции соглашательства и, за неимением весомых аргументов, порой снисходит до мыльных опер с обязательным участием в них «просто Марий» – потребительской формы «унесенных ветром» героических феминисток. Постмодернизм, отвергая самого Творца, автора и лирического героя, отвергает и присущие им духовные ценности. «Цирк сгорит, и клоуны разбегутся», но на руинах песчаного замка неизбежно возникнет, и уже возникает «новая духовность» и иерархия иных ценностей – пусть даже и не с жестко постулированными приоритетами, – которая вновь сложит в колоду обломки карточных домиков. […] Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с её настоящим. Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше). […] Неправда, что мир «застыл в ожидание на пороге рождения новой эпохи и новой культуры» – многие из адептов прошлых культур давно уже стали ее частью, тогда как ретрограды из карнавального мира то занимаются досужей болтовней, то замирают в позе непонимания. 2. ХЕППЕНИНГ БЕЗ ГРАНИЦ __________________________________________________________________ . . . . . . . Хоть ночь светла, да лошади упрямы – а пристяжной, задерживая бег, все норовит по кочкам, да по ямам не очень-то надеясь на успех. Хоть лунный свет неярок и небросок – он серебрист как папиросный дым . Припомни, затянувшись папиросой – ведь был и ты когда-то пристяжным? Ты помнишь? дом и улицу, и школу – роняли пух и перья тополя, и крик галчат – булавочным уколом, а не ударом острого копья. И вспомнишь ты такое время ночи, такой мечты нетронутый уют, когда сады цикадами стрекочут, а кузнецы про молодость поют. Легки шаги и слезы на помине – скупы слова и кошельки пусты, стучат часы на мраморе каминной, а на гладильной морщатся холсты. За карточным не убыло азарта и лузы разбивает карамболь, и ломберный как контурная карта… – Который час? Мне отвечают: – Ноль без десяти… Но замерли куранты и шестерни, накапливая вес, скрипят в ночи как голос обскуранта. – Который час? Он отвечает: – Без-с… Без десяти – мир надвое поделен, на до и после – отзыв и пароль! Хохочет шут под маской Асмодея. – Который час? Он отвечает: ноль… Ноль времени! Все стрелки воедино! Не спят каминные и ходики спешат. Как Золушка торопится картина в курзал... и с острия карандаша. ___________________________________ «Поэма Времени» «Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культурыс её настоящим…» Каузальные связи в поэтике символистов и детерминирующие патерны классического стиля более не являются обязательным условием в дискурсе постмодерна. «…и вспомнишь ты такое время ночи, такой мечты нетронутый уют, когда сады цикадами стрекочут, а кузнецы про молодость поют…» «Нетронутый уют ночи», стрекот цикад и кузнечиков, которые подобно аллегорическим героям поют: «Мы кузнецы и дух наш молод!» Здесь все подчинено Игре, но правила игры меняются в ходе разворачивающегося сценического действия. «За карточным не убыло азарта, и лузы разбивает карамболь, и ломберный как контурная карта… – Который час? Мне отвечают: – Ноль…» Детерминирующим началом «становится сам принцип игры», а сопутствующая атрибутика из луз и ломберного стола не столько подчеркивает игровую иллюзорность происходящего, сколько утверждаетего связь со Временем, Время – это контурная карта событий и действия, игровое поле и система координат. Оно же и Великий Обскурант, не терпящий возражений: «без десяти… Но замерли куранты и шестерни, накапливая вес, скрипят в ночи как голос обскуранта. – Который час? Он отвечает: – Без-с… Без десяти – мир надвое поделен, на до и после – отзыв и пароль! Хохочет шут под маской Асмодея. – Который час? Он отвечает: ноль… Ноль времени! Все стрелки воедино! Не спят каминные и ходики спешат. Как Золушка торопится картина в курзал… и с острия карандаша». . . . . . . . Постмодерн – это комедия положений, мистерия dell'arte, главенство импровизации и сценарий не подчиненный фиксированному тексту. Со времен Карло Гольдони многое изменилось, – перформансированная инсталляция персонажей, масок и декораций уступила место хеппенингу без границ: «Как Золушка торопится картина в курзал… и с острия карандаша». . © Олег Павловский, 2015 Дата публикации: 24.02.2015 22:30:16 Просмотров: 3150 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |