Гас Ван Сент, снимай ещё!
Владимир Бродский
Форма: Статья
Жанр: Частное мнение Объём: 7721 знаков с пробелами Раздел: "Не стихи" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В две тысячи восьмом узнал о cуществовании режиссёра по имени Гас Ван Сент, считающегося классиком американского независимого кино. Мне удалось посмотреть все его полнометражные фильмы почти в хронологическом порядке. Люблю убивать время, смотря хорошее кино, но я не киновед, и эти небольшие поверхностные заметки о просмотренных фильмах предназначены прежде всего для себя самого и призваны не более чем зафиксировать мои уже несвежие впечатления, не претендуя на нечто большее. Итак, первый фильм живого классика – «Дурная ночь» (87). Мелкий лавочник – молодой красавец, по которому сходят с ума все нелесбиянки Портленда (об этом в фильме ничего нет), – влюбляется в мексиканского подростка-нелегала, лет шестнадцати, невзрачного на вид. Ответной симпатии паренёк не выказывает, будучи старомодной ориентации. Да и появляется мекс всегда со своим другом, таким же нелегальным. Безответное чувство изводит главгероя на протяжении всего чёрно-белого сеанса при отсутствии хэппи-энда. Кульминация плюсовых эмоций наблюдается примерно в середине ленты. Мелкий бурж уговаривает переспать с собой за несколько баксов товарища своей мечты. Следуют романтические сцены, снятые на удивление целомудренно. Утром счастливчик триумфально проходит по родному стриту, излучая нешуточную эйфорию на всех поперечных. И ничего, что саднит в заднице, - великий кайф ненадолго пойман. Остальное заразительно тоскливо, депрессивно и безысходно. Непроста жизнь гомосексов, как бы хорошо ни были они устроены в жизни. Масса опасностей подстерегает нелегалов в негостеприимных Штатах. Фильм второй – «Аптечный ковбой» (89). Весёлая история, постепенно становящаяся всё грустнее и грустнее. Две парочки наркоманов с помощью нехитрых розыгрышей и подстав обворовывают аптеки. Украденные лекарства со знанием дела употребляются для достижения и поддержания кайфа в ходе бегства от постылой реальности. Но, как известно, весёлая жизнь у наркоманов не может продолжаться долго. Растущая зависимость, проблемы со здоровьем и с законом, деградация личностей... Короче, в конце концов мозг и идейный вдохновитель тусовки (шайки, банды, коммуны?), которого играет гипнотический Мэтт Дилон, решает сдаться, прогнуться, завязать и перековаться в добропорядочно-законопослушного обывателя. Конец печален. Отличный антинаркоманский фильм, который надо показывать нестойкой молодёжи в профилактически-воспитательных целях. Третий фильм – «Мой личный штат Айдахо» (91). Два приятеля бомжуют, зарабатывая на жизнь проституцией. Причём если один из них – брошенный больной бедняга, мечтающий разыскать свою мамочку, то второй – сынок большого босса, сбежавший на улицу, чтобы познать жизнь. Первый вызывает жалость. Ему бы найти работу, но рядом нет никого, кто бы это подсказал, а сам он не догадывается. Второй (модельный Киану Ривз) вызывает недоумение: почему он не сбежал путешествовать мотостопом или сражаться в Гранаде за заводы рабочим? Неужели самый эффективный способ жизнепознания – подставлять свои отверстия платёжеспособным клиентам? Живут они в заброшенном отеле в компании таких же бродяг и тут уже разыгрываются шекспировские сцены. В общем и целом жизнь проходит легко и свободно и проституция не очень тяготит ребят. На каком-то этапе они даже начинают спать друг с другом. Вдруг друзья-любовники улетают на Аппенины и там в каком-то захолустье сынок босса влюбляется в первую попавшуюся невзрачную итальянку. Похождениям наступает конец - неминуемы свадьба и возвращение в лоно родной буржуазной семейки. Все друзья, включая лучшего, предаются, бросаются и забываются. Лучшему совсем плохо становится. «Даже ковбойши иногда грустят» (93). Фильм с большими претензиями, но без подробных примечаний и глубокомысленных объяснений воспринимается как скучный набор нелепостей. Кантри-сюр, в котором новенькая Ума Турман превращена в уродку. Не уговорил себя досмотреть до конца. «Умереть за» (95). Чисто голливудская продукция. Гремучая смесь драмы, комедии и детектива, не дающая зрителю заснуть. В отличие от предыдущего независимого феминистского фильма этот – зависимый – действительно даёт обильную пищу для невесёлых размышлений о положении женщин в обществе и об их борьбе за свои права. (Но Рыжая Белка несравненно притягательнее Николь Кидман.) «Умница Уилл Хантинг» (97). Голливуд. Душещипучая история странного парня, наделённого божьим даром, но из последних сил упирающегося, чтобы этим даром не воспользоваться. Даром он ему не нужен. И это при том, что все вокруг (кроме полиции) его обожают и пытаются наставить на путь истинный. Что тут скажешь? Это не наши проблемы. «Психо» (98). Старательно, сцена в сцену переснятый римейк одноимённого фильма Хичкока. И хотя это один из немногих хичкоковских фильмов, которые я досмотрел до конца, но сделать это второй раз у меня не хватило героизма. «В поисках Форрестера» (98). Голливуд. Капсоцреализм, если можно так выразиться. Luckyровка действительности. Полностью переработанный вариант «Умницы УХ», ещё больше подрывающий доверие к режиссёру. Единственное, что мне безоговорочно понравилось – это виды города, где цвет домов поразительно гармонирует с цветом кожи населяющих район афроамериканцев. И ещё одна характерная деталь – чёрного героя картины зовут Джамал. Ему 16 лет, то есть он родился в начале восьмидесятых. Получается, что уже тогда ислам успешно завоёвывал штатовские пространства. «Джерри» (2002). Здесь режиссёр задался целью переплюнуть Тарковского и Сокурова, вместе взятых. Красивый фильм. Хотя во время просмотра я несколько раз засыпал, но потом неумолимо просыпался вновь! Что-то в нём есть. Прикольное. «Слон» (2003). Пара мальчиков закупает через инет винтовки и идёт в школу расстреливать сверстников и учителей. В чём причина трагедии и как можно было её предотвратить? Режиссёр не даёт ответа. Он его не знает. Живут подростки в коммунизме. Провинциальная школа – современный просторный дворец знаний. В нём есть всё для развития юношей и девушек. Отношения свободные и нормальные. Директор – добряк. Бывает всякое, разумеется. Но если мелкие обиды порождают неотвратимую месть, то школу давно должна была взорвать неуклюжая дурнушка, первой павшая от пуль убийц. Ненавязчивые намёки на то, что будущие убийцы увлекались видеоиграми-стрелялками и нацистской хроникой (наряду с исполнением на фоно Бетховена), ни в чём не убеждают и воспринимаются как дежурные отговорки. Родители никак не упомянуты. Причины подобных катастроф не социальные, а заложены в человеческой природе. «Последние дни» (2005). Фильм о последних днях жизни Курта Кобейна. Вполне убедительная версия реальных событий. Которых как таковых не происходит. Главперсонаж прячется в своём загородном доме, по возможности избегая контактов с кем бы то ни было. В чём причина безвозвратного ухода в себя, а затем и из жизни? Ответ даётся в начале картины устами самого героя. Он с досадой говорит себе что-то типа (дословно не помню): «Ничего не могу больше сделать. Ничего не получается». Он в творческом кризисе. Плюс проблемы с наркотиками. Плюс весь этот проклятый шоу-бизнес. И никого рядом, кто бы мог помочь. Никого, кто вмешался бы по-настоящему и спас человека. Как это знакомо: гений-идол-супермен, известный всему миру (всей России), окружённый толпой поклонников, но совершенно одинокий и беспомощный в минуту кризиса, в момент рокового стечения обстоятельств... «Параноид-парк» (2007). Смурной фильм, меньше запоминающийся, чем предыдущие три. Подросток случайно оказывается причастен к смерти путевого обходчика, который сам себя наказал, распсиховавшись не на шутку на пустом месте. Свидетелей не было, обвинить парня ни в чём невозможно. Но на душе хреново. © Владимир Бродский, 2008 Дата публикации: 06.09.2008 10:55:46 Просмотров: 3728 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |
|
РецензииНадежда Далецкая [2008-09-06 12:05:00]
Не всё из перечисленного видела, но из того, что посмотрела, больше всего пришлись "Умереть за" и "Джерри", хотя согласна, что в "Джерри" вторичности больше, чем авторского, но все же, все же
Ответить |