Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Александр Кобзев



Обзоры конкурсов




Петя Редкий [2009-07-21 15:16:40]
Символическая пятерка
Когда выбираешь из двух зол и когда выбираешь из 58-ми, принцип одинаков. В данный обзор попали все те произведения, которым я могу поставить хотя бы 5 по 10-балльной. Самый подходящий обывательский эпитет для них: "неплохие". И вообще - все что начинается с "не". Не заштампованные до состояния перекрестной ссылки, не надрезающие мозг до смешного физиологичными описаниями страстных и влажных соитий, не напоминающие торопливый пересказ плохого фильма картавыми школьницами и т.д. Я постараюсь сосредоточиться на выигрышных моментах тех рассказов, которые все же есть смысл упоминать, поэтому обзор получится мягким и маленьким.

Илья Славицкий - Он и Лилит
http://wplanet.ru/index.php?show=text&id=6307

Текст скорее мистический, нежели психоделический - в рамках рассказа трудновато состряпать хоть сколь-нибудь сложный психологический рисунок взаимоотношений героев, пользуясь лишь простыми, давно отработанными приемами: повторяющиеся сны, провалы в памяти. Ровный, беспроигрышный стиль написания - небольшие, близкие к разговорным отрезки, внезапно обрастающие эпитетами, оборотами и дополнениями, как только автор решается описать Нечто очень важное и, на его взгляд, интересное. Упор в основном на цвета, на визуал, но есть два момента, которые элегантно подсвечивают бледноватый рассказ. Во-первых, эпизод в баре. Дикие, неадекватные, интимные ощущения. Хотя я по-доброму посмеялся, представив, как герой мечется по бару, нежно обнимаемый ничем. Во-вторых, мифологическая отсылка к паромщику через Сами-Знаете-Какую реку. Деталь с монетами, позволяющая раскрутить маленький клубок текста, принять его и поместить в черепную коробку (много места, впрочем, не понадобится).
По языку - одно из лучших произведений на конкурсе.

Анатолий Баранов - Возвращение
http://wplanet.ru/index.php?show=text&id=12693

Легкочитаемые, иссушающиеся ближе к кульминационному моменту абзацы с одной стороны подчеркивают пронизывающий странное место действия вакуум, с другой - оставляют сожаление по поводу узкой, шаблонной палитры красок. Рассказ построен по большей части на событиях, описанных, что называется, без излишеств, даже с каким-то безразличием: "Вагон вдруг качнуло и дёрнуло. Пейзаж за пыльным стеклом начал двигаться. И не было никаких сомнений – вагон покатился. И ни удивления, ни страха. Как-будто, ждал. Долго-долго. И вот, наконец, сбылось". Это вроде бы оправдано эмоциональным состоянием героя: "Нет, конечно, это не она. И чувство глубокого разочарования накрыло его. Он уже ничего не хотел. Ни-че-го. Надо вернуться домой, плевать на машину, на все эти странности, забыть всё поскорее. Он устал. Устал. Наконец-то подобрано верное слово. Устал. Этим всё сказано. Надо возвращаться", но не отпускает ощущение недоделанности, отсутствия интереса у автора к собственным персонажам.
Псевдоцикл в простенькой композиции "потерялся/пережил/нашелся". Попадаются мелкие синтаксические ошибки и чужеродные (в данном случае) стилистические элементы вроде "взор", "возвратись" и т.д.

Римтас Стефенсон - Пусть каждый и каждая
http://wplanet.ru/index.php?show=text&id=12745

Автор этого произведения - чуть ли не единственный на конкурсе, кто большую часть работы отвел на раскрытие темы, в основном - через переосмысление цитат, поданных на стыке сразу нескольких жанров - эссе-размышления, сказки и притчи. Увы, жанровые признаки использованы лишь формально и так же формально увязаны между собой. В этом насыщенном ментальном сумбуре есть некая сырая свежесть, какая бывает, если спуститься в погреб душным, пыльным днем. Вот только грязновато в погребе, не прибрано. Иными словами - формы четкой нет. Но есть интересные мысль, которые я с удовольствием процитирую:
"ЛЮБОВЬ – Локальное Юридически Безответственное Оголтелое Влечение, с мягким окончанием?"
"– !
– ?
– !!
– ??
– !!!
– ???
– "..." ...
– "...", "..." ...
– .
– ." - да уж, одну точку никогда не удается поставить.
P.S. Хочется обратить внимания автора на то, что есть слово "диаложик", а слово "диалогик" - это что-то из философии, видимо. И еще - слова "время" и "любовь", будучи написанными с большой буквы, не становятся от этого какими-то невероятными и умопомрачительными.

Аза Фрид - Бес памяти
http://wplanet.ru/index.php?show=text&id=12921

Торжество динамизма и диалогов. Герои мечутся по тексту, как бешеные зрачки наркомана - мухи, дрожащие в сахарном желе. Характеры раскрываются в репликах, достоверных и достаточно индивидуальных, чувствуется, что автор знает свои возможности на этом лексическом уровне и охотно их использует. Периодически редкими ударами стилета текст пронзают детали, эффективные и показательные:
"Меня в нем потрясало многое – но особенно его рука. Наркоманы торчат по-разному. У кого-то вены исколоты вдоль и поперек, кто-то вводит постоянно в одно и то же место. У Паука на сгибе руки был «вулкан» - огромная шишка, внутри которой зиял бездонная шахта - просто натуральная дыра. Он мог соломинкой вводить туда героин, даже, я думаю, из лейки лить. Такое странное образование я видел только у него, и мне казалось, что это какая-то Божья отметина"
Жаль только, что все это моментально угасает, как только автор берется за выписывание любовной линии. От описаний начинает попахивать пошлой сентиментальностью, которая (как и беспорядочные нравственные метания Ромы) плохо вяжется с теми добротными нарисованными циничными образами из первой половины текста:
"Она впорхнула в мой больной мозг, в опустевшее и отсыревшее сердце, в истерзанную душу ... Мы стали встречаться. С каждым разом я чувствовал, что люблю ее сильней и сильней. Она, как ни странно, отвечала мне взаимностью. А я не верил. Не верил судьбе ... Маша перевернула моё существование с головы на ноги. Снова захотелось жить. С одним «но» - жить только для нее, во имя нее, для того, чтобы она была счастлива. Я ощущал, что могу перевернуть Вселенную, если Маша меня об этом попросит" - и прочая скукотища.
Очень подивило выражение "космические черты ее лица". Ее лоб напоминал звездолет? Ее глаза были как Фобос и Деймос (т.е. разные и безжизненные)? Очень неудачный эпитет.
Но все-таки в целом текст оставляет впечатление приятной саморазрушительной бодрости.

Алик Затируха - Прости
http://wplanet.ru/index.php?show=text&id=12958

Рассказец, который хочется затронуть главным образом из-за сюжетных ходов и фокусных деталей. Ими в принципе здесь мало кто пользуется, а конкурсные работы и вовсе оказались бедны на интертекст и внутренние ссылки. Например, бытовые критерии, ценности, показанные описыванием героя через одну и ту же деталь: "Думаю, даже в своей малорослой Квантунской армии он стоял на самом левом ее фланге ... А не отыщется - так и этот не из последних /Сашка в любой армии стоял бы на самом правом ее фланге/". Некоторые характеристики отличаются меткостью, без использования каких-то хитроумных методов: "В его невзрачности не было ничего фальшивого. Она была убедительной, законченной, бесспорной. На русский аршин невзрачность Самурая Ивановича могла бы служить эталонной". Но пятерка зовется символической как раз потому, что это произведение я в шорт-лист не включил. Несмотря на интересную с фабульной точки зрения историю. Написано слабовато. В рамках схемы "рассказчик ребенок" существует два подхода:
1) повествование именно детское, с буйной фантазией, внимательностью и фатальным непониманием мира взрослых (например, Харпер Ли - "Убить пересмешника");
2) повествование взрослого о детстве: он помнит свои детские ощущения и описывает их, но с позиции того, что уже вырос и многие вещи переосмыслил (например, Робертсон Дэвис - "Пятый персонаж", первые главы).
Здесь же, к сожалению, нет ни подхода, ни схемы. Зато есть местами неуместный пафос: "А Самурай Иванович унес с собой великую тайну великой души".
В общем, "Прости" - как девушка, с которой можно проболтать пару часов подряд, но ни дружить, ни встречаться - не хочется.

Страницы: 1

Римтас Стефенсон [2009-07-22 09:30:10]
С поздравлением сошортников и с благодарностью автору П. Р., обладающему редким, успешно реализуемым желанием критически вчитываться в то немногое, что мы натворили!

Ответить

Страницы: 1