О Буридановом осле
Александр Кобзев
Форма: Миниатюра
Жанр: Ироническая проза Объём: 4964 знаков с пробелами Раздел: "Про исхождение свободы" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Вся философия ослиной свободы Как известно, буриданов осёл умер от голода. Он никак не мог решить, какую охапку сена из двух совершенно одинаковых и на равном расстоянии от него предложенных выбрать. Поэтому он стоял до тех пор, пока не помер от истощения. Правда, злые языки утверждали, что умер он от жажды. Другие сочинили неизлечимую болезнь копыт. А некий философский хулиган дерзнул утверждать, что Жан Буридан просто забыл отвязать несчастную скотинку. Молодые философы-энтузиасты Ларри Плас и Марк Рыкс для проверки неких гипотез решили опыты повторить. Но ослы исправно кушали, пили, играли и свободно отправляли все свои потребности несмотря на то, что расстояние до сена, вес и форма охапок были выверены до миллиметра. Тогда Марк Рыкс предложил усложнить эксперименты, используя совершенно нестандартные условия: охапки сена нужно приправить тем, что называется осознанной свободой нравственного выбора. Благо, заинтересованные состоятельные люди согласились оплатить покупку стада ослов и сена. Благодаря интересным наблюдениям мы начали понимать внутренний мир ослов. Но эти же заинтересованные люди запретили публиковать результаты опытов как дискредитирующие не только ишаков… * Когда перед ослом был выбор: духовное богатство и физическое совершенство, он долго стоял, не понимая, что от него требуется. Осёл не умер: он повернулся и поплёлся к загону. * Когда перед ослом был выбор: кнут и пряник, никто не ожидал, что осёл выберет кнут. Не верите? Поезжайте на юг и купите осла. И поймёте, что самый лучший пряник для ишака — это кнут. * Другой осёл, выбирая между кнутом и пряником, потратил на размышление несколько дней. Он долго стоял, взвешивая все “за” и “против”. К счастью, он не умер, и философы скормили много пряников, оплачивая нелёгкий, но столь нужный труд ишака. * Когда перед ослом был выбор: служение Отечеству или интересы Хозяина, он долго грустными глазами обозревал всё вокруг. Все думали, что ишак делает трагический нравственный выбор. На самом деле он очень хотел жрать. Поскольку еда ему не светила, он просто стоял и ждал. Когда он умер от голода, то все решили, что ишак не вынес нравственных мук. * Когда перед ослом был выбор: красота и сено, он, недолго думая, прошамкал, что в сене тоже есть неуловимая красота, и направился к кормушке. * Когда перед ослом был выбор: материальное и духовное, ишак решил избрать и то, и другое, постоянно бегая взад-вперёд. А поскольку поэзия и нравственность слишком далеко отстоят от утилитарного, практичного и удобного, то осёл просто сдох от старости на долгом пути от казино, где выиграл полмиллиона долларов, к Лувру, куда он спешил, чтобы эту лувру купить. * Когда перед ослом был выбор: сидеть дома или пойти на бал, ишак великодушным жестом копыта сопроводил свой торжественный выбор: «Бал! Дома! Приглашаю всех на бал в свой загон!» * Когда перед ослом был выбор — добро или зло, он сначала склонялся к злу как сулящему немалые выгоды. Но выбор сделал в пользу добра. Он же не хищник и не паразит какой-нибудь. А ещё ишак представил себе, как Марк Рыкс будет хлестать его плетью, выбери он зло. А хозяина нужно приучать к добрым поступкам своим славным примером. * Когда перед ишаком был выбор: война или мир, все с тревогой наблюдали — что же он выберет. Осел хитро прищурил глаза и ответил: “Подождите немного. Бухгалтер посчитает, покумекает — и скаа-йаа-иаажет” — по ослиному протрубил он. * Когда перед ослом был выбор: целомудрие или похоть, тот не понял сначала, что за выбор — а вдруг нравственная чистота несёт неведомые выгоды. Но так как ослы мыслят непосредственно, думать ему долго не пришлось. Характерным громким криком он напомнил о своей природе. А Ларри Плас и Марк Рыкс порадовались умножению рабочей силы. * Другой осёл в выборе между нравственной чистотой и похотью не решался сразу направиться к соблазнительной цели — боялся лишних разговоров и нежелательных последствий. Через десяток лет некий старый философ говорил: “Жаль, не умер тот злополучный осёл. Теперь из-за него ослов стало больше, чем людей”. Да-да, именно этот осёл устроил сексуальную революцию. * Когда перед ослом был выбор между принятием жертвы и самопожертвованием, то осёл долго долго долго стоял и думал. Все были уверены, что жестокая борьба идёт в душе ослиной. На самом деле ишак прикидывал, можно ли принять чью-нибудь жертву, да при этом расставить напоказ как подвиг самопожертвования. С тех пор осёл и его многочисленные потомки купаются в лучах славы, пожиная обильные плоды скрупулёзно рассчитанного самопожертвования. * Однажды какой-то осёл (философские оппоненты утверждают, что это был Рыкс) поставил перед буридановым ослом выбор: истина, добро, красота. Осёл долго стоял, мотая головой и хлопая ушами, не понимая, что же от него требуется. Когда ему разъяснили, он, моргая задумчивыми глазами, стал взвешивать, какой выбор принесёт ему больше выгоды. К сожалению, он не умер. Он сожрал всё, на что ему хватило сил. Остальное он растоптал. © Александр Кобзев, 2015 Дата публикации: 31.01.2015 19:23:37 Просмотров: 2943 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |