Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Александр Литровенко



Прохор Майоров

Полученные рецензии (всего - 1)
Страницы: 1

Инна Кайлин [2009-04-19 16:20:10]
Рецензия на: Прохор Майоров - "Каблук"
Очень настораживает начало рассказа: нужно ли оправдываться автору за выбранную тему?
Поначалу показалось, что – да.
Индивидуальный подход (авторский взгляд) из вступления вдруг рушится о стену штампов.
«неизменно хорошем расположении духа»
«горячо любимой армии»
«вдыхал полной грудью»
А также: цветы, мягкие игрушки – нет, здесь речь уже не о штампах, но уже утратилась обещанная жилка необычности. Хм, автор обещал о любви – получите все те же букеты и прочие жертвоприношения красоте.
Армия с большой, «страсти не наблюдаются», нужна «операция» - то ли писал военный, то ли автор удачно вжился в роль, изображая уволенного в запас.
Только позже, в процессе развития событий, это качество умело используется.
Но начало – растрачивается на все и ни о чем.
Например:
«Я, правда, слышал что-то в армии про солдатскую смекалку, военную хитрость и про смелость, которая города берёт. Но однажды со смелостью слегка переборщил. В результате, так мешавшие мне другие завоеватели, получили временное преимущество» - а дальше про осень, как будто забылся пример о смелости. Зачем тогда упоминать?
«Шли дни, складываясь в недели, а последние, соответственно, в месяцы. Поскольку вечная весна бывает только в песнях, в реале наступила осень. Для нас, романтиков – это особое время года. Осенью нас посещает светлая грусть. В это время мы любим нежно и печально» - «светлая грусть» - опять же штамп, который вовсе не характеризует персонажа. Его романтичная натура видна и без напарницы-осени. По сути, можно было сразу начать с осени, упуская этот абзац о ее приходе.
Например, в первом эпизоде рассказа – про Юрку – приводится пример из армейской жизни. Правда, какое отношение поступок Юрки имеет к сюжету? Да, конечно, именно с его звонка все началось, но выходка джигита к умению играть с людьми никакого отношения не имеет. Так что эпизод приведен, по сути, просто так и для разрядки.
После вступительно-любовных мучений рассказчик переходит к объекту любви, и, конечно, оживает.
Текст перерождается, меньше попадаются штампы, и герой все больше проявляет самостоятельность:
«Она не знает, что у меня глубоко внутри живут Эва и Лина» - необычная трактовка имени
«Виной всему – сапоги на высоких каблуках. У меня есть о них своё особое мнение, но невозможно не признать, что ноги Эвы и эти сапоги, созданы друг для друга. Когда-то их нарисовал в своём воображении, а потом и воплотил какой-нибудь гениальный модельер с лицом «мошенника на доверие», изымающий у вас деньги с простодушной и чуть виноватой улыбкой. Он брал кредит, чтобы сейчас я наслаждался походкой Эвелины. Раньше всего я влюбился в эту походку» - абзац яркий, не только из-за ключевого образа. Автор не описывает ноги и сапоги, но разве может человек описать то, что его покорило. Нет. Но герой настолько искренне говорит, и столько в этих словах восхищения, граничащего с муками (почти походка в кредит).
Шаг решительный широкий отличается от шага решительного и широкого на каблуках - вот в таких ремарках проявляется романтик, и не нужно предупреждать читателя о характере героя, ведь здесь все на виду.
Чем дальше, тем милее кажется герой, открываясь в наивности ощущений:
«А тут меня ещё попросили взглянуть на какую-то неисправность в санузле. Похоже, это был мой день» - вроде, пустяковая деталь, но опять же указывает на отношение к Эвелине.
«И хотя по части всяких там подтекающих кранов я совершенный профан, сдаваться всё-таки не собирался. «Буду импровизировать» -- решил я» - но попадаются, правда, повторы местоимений.
Познание азов тусовки, девушки в беретке, репертуара ансамбля раскрывает и героя, и разницу между двумя героями рассказа. Конечно, рассказчик не может говорить о себе, как всякий влюбленный он замечает естественность Эвелины, то, что она создана именно для гламурной жизни, где важно не что, а как. Соответственно, становится понятно, что для рассказчика все важно в точности до наоборот, и одной только презентацией мил не будешь.
Рассказ – история укрощения каблука – и хороша она не сентиментальностью.
Разве удалась бы она, если бы не:
сапоги и широкая походка Эвелины
находчивость главного героя и сломанный каблук
Авантюра, приключение умело заменили ту напускную романтичность, которая коробила описаниям букетов/осени/надменности избранницы.
История с каблуком завершается на подкаблучнике, коим главный герой вовсе не оказался (что и становилось явно уже со звонка, крана, и… сапога в коридоре). Туда же, вслед за сапожками в ночь ушла и прежняя романтика, но отношения сложились, как в рассказе, так и у рассказа с читателем.
Здесь есть что найти, над чем улыбнуться, чему поразиться. Конечно, иногда можно скривиться над штампами, над слащавым вступлением, но…
Та индивидуальность, которую искал героя в девушках, создана в рассказе, и даже в такой предсказуемой теме, как любовь.


Ответить

Страницы: 1