Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Изучаем фауну России. Европейский сом

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 16831 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии.


Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Познавательные задачи при этом гармонично и естественно объединяются с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости, сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков. Педагог заранее сообщает школьникам, что при чтении не следует озвучивать номера литературных источников, находящиеся в квадратных скобках. Они могут понадобиться в дальнейшем, при обсуждении биологической информации, если кто-то из слушателей захочет узнать, в какой именно книге приведены конкретные идеи или факты.
После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности.
Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Вряд ли найдётся на территории России школьник или взрослый человек, который бы ничего не слышал о европейском соме. Эта загадочная, волнующая воображение гигантская рыба живет в бассейнах Черного, Азовского, Каспийского, Аральского, Балтийского морей [5, 10].
В науке принято делить рыб на морских и пресноводных. И действительно, в большинстве случаев эта классификация верна. Но из каждого правила, как известно, есть свои исключения. Таким исключением как раз и является герой нашего повествования. Сом не избегает солоноватой воды и нередко кормится в морях, но нереститься возвращается в пресную воду. Размножение в солоноватой воде отмечено только для Аральского моря[4].
Европейский или обыкновенный сом огромен, он достигает 5 метров длины и 300 кг веса [3, 10]. Тело без чешуи [7]. Этот признак характерен не только для представителей данного биологического вида, но и для других сомообразных. Голова этой рыбы снабжена 6 усиками, из которых 2 располагаются на верхней челюсти и 4 на нижней [10]. Глаза небольшие. Форма головы уплощённая, рот широкий, тело длинное, в задней части сжатое с боков. Зубы многочисленные. Нижняя челюсть длиннее верхней и слегка загибается кверху. Спинной плавник маленький, а анальный длинный и сливается с хвостовым. Хвостовой плавник закругленный. Тело покрыто мягкой кожей. Окраска спины тёмная, бока коричнево-зелёные, брюхо белое. На боках и брюхе весьма обычны пятна неправильных очертаний [5]. Таков внешний облик героя нашего сегодняшнего рассказа.

Чаще всего европейский или обыкновенный сом встречается в медленно текущих реках и озерах[7]. В реках он обычно придерживается спокойных участков, омутов [5]. Местообитанием сома служат тихие глубины с илистым дном. Здесь он лениво высматривает добычу из-под камней, из-под потонувших стволов деревьев и обломков судов; играя, поводит усами и таким образом привлекает, а затем ловит обманутую им рыбу [2]. В дневное время сом обычно прячется на дне, ночью же активен [7].
Взрослый европейский сом питается рыбой и всем живым, что способен поймать, в том числе мелкими млекопитающими и птицами[10]. Весьма обычны случаи нападения этого прожорливого хищника на рыб, лягушек, а порой на утят и даже мелких зверьков [7]. Отмечены случаи нападения сома на переплывающих реки собак [4]. Однажды в желудке этого гиганта пресных вод были найдены человеческая голова и правая рука с двумя золотыми кольцами [1]. В желудках сомов находили также останки мальчика, пуделя, а также гуся, которого рыба, видимо, утопила и проглотила [2]. Эти ужасающие случаи создают мрачную репутацию нашему «герою» и вызывают к нему большой интерес, как у биологов, так и у людей других профессий.

Заслуживает внимания и процесс размножения этого замечательного животного. Половозрелым европейский сом становится в возрасте 4-5 лет, при длине тела около 60 см [5]. Нерест сома происходит в канун весны или в начале лета на плоских мелководьях [10]. Обычно одиночная рыба, в период размножения она меняет свои привычки. Тогда сомов нередко находят парами. Рыбы приближаются к берегу, чтобы отложить икру в зарослях камыша или тростника, причем в течение дня остаются лежать на мелких местах, чего обыкновенно не делают в другое время [2].
Самка откладывает относительно крупную (до 3 мм) икру на глубине 40-50 см, как только вода прогреется до 18-20°С [4]. Икра помещается в гнёзда из растений и охраняется самцом до выхода личинок [5]. Через 7–9 дней вылупляется молодь - своеобразно устроенные создания, имеющие необыкновенное сходство с головастиками [2]. Как и у большинства рыб, выклюнувшаяся личинка беспомощна, имеет большой желточный мешок, за счет содержимого которого поддерживает свою жизнь несколько дней, пока не перейдёт к внешнему питанию и самостоятельному образу жизни [10]. Ещё совсем маленькие сомы нападают на различных беспозвоночных: личинок насекомых, раков, моллюсков, мелкую рыбу [5]. На втором году жизни масса тела нашего героя может быть уже около полутора килограммов.
Лишь немногие сомы достигают глубокой старости. Большая часть молоди, вылупившейся из оставшихся нетронутыми яиц, уже в первое время своей жизни становится добычей налимов и других хищных рыб. Более крупные сомята нередко попадают в пасть своих же родителей; кроме того, многие обыкновенные сомы в расцвете лет вылавливаются рыбаками [2]. Если повезёт, представитель этого биологического вида вполне может дожить до 40 лет [6].

Сом – сильная рыба, и поэтому его добыча часто связана для рыбака со значительным напряжением и известной долей риска [9]. Крупные экземпляры часто не поддаются человеку, активно борются за свою жизнь. В литературе есть указание на то, что один очень большой попавший на крюк сом ударами хвоста опрокинул лодку [2]. Наряду с рыбами обычной окраски, нередко ловятся и сомы-альбиносы, которые стали предметом разведения в европейском рыбоводстве [9].
Как и большинство других сомов, представители европейского вида могут долгое время оставаться вне воды без заметного вреда для себя. Поэтому их легко транспортировать и заселять в естественные водоемы, в которых эти рыбы ранее не встречались [2].
Мясо обыкновенного или европейского сома вкусное, особенно у некрупных особей [6]. В наших южных реках и морях сом является объектом значительного промысла. Ценится не только его жирное и нежное мясо. Из плавательных пузырей сома получается превосходный клей. В былые времена чисто вымытую кожу сома употребляли вместо стекол в окнах ("рыбий пузырь" [4].

На численность европейского сома отрицательным образом влияют загрязнение водоемов промышленными и бытовыми сточными водами, а также интенсивный промысел [5].

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Исходя из текста, с которым вы сейчас ознакомились, приведите хотя бы один пример приспособления европейского сома к различным условиям жизни.
2. Почему у гигантской рыбы обыкновенного сома совсем небольшие глаза?
3. В тексте отмечалось, что сом имеет широкий рот. Каково может быть биологическое значение этой особенности строения его тела?
4. Объясните, почему спина у обыкновенного сома окрашена в темные тона.
5. Какова может быть биологическая роль пятен неправильной формы на брюхе и боках сома?
6. Как удается сому успешно охотиться в ночное время? Ведь в почти полной темноте трудно что-то или кого-то увидеть…
7. Почему европейский сом откладывает икру на мелководьях, несмотря на то, что сам является донной рыбой?
8. Докажите, что для сома характерно непрямое развитие.
9. Объясните, почему сому-альбиносу труднее выжить в условиях дикой природы, чем рыбе с обычной окраской тела.

10. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.
«Снова ныряю с аквалангом и постепенно опускаюсь на дно большой полноводной реки. Вода довольно мутная, да и темновато здесь. Поэтому обитающих здесь речных жителей разглядеть довольно трудно, в особенности – если они почти неподвижны или, наоборот, передвигаются слишком быстро – за ними и не уследишь! Замечаю большое толстое бревно, уныло лежащее на дне. Может быть, рядом с ним найду что-нибудь интересное? Подплываю ближе. Совершенно неожиданно для меня «бревно» изгибает тело в мою сторону. Становится хорошо заметной огромная голова с широким ртом, большими глазами и длинными усами. Да это же обыкновенный сом – гроза подводного, а иногда - и не только подводного мира! Известно, что далеко не каждой корове, переплывающей реку в местах, где водятся сомы, удается благополучно преодолеть водоём и выйти на берег! Рассказывают, что уже не одну Бурёнку нападающие сомы хватали челюстями за ноги, тащили за собой на речное дно, топили, а потом разрывали на части и пожирали… Вот и сейчас сом как будто бы внимательно рассматривает меня, возможно, перед тем, как броситься вперед и овладеть добычей! Меня охватил неописуемый ужас… Быстро подняв лежавший на дне реки длинный проржавевший железный прут (видимо, деталь какого-то затонувшего ранее механизма), я изо всех сил ткнул им в бок огромной, пугающей своими размерами рыбины! Серебристая чешуя небольшим облачком закружилась в воде, а речной монстр вдруг снова изогнулся дугой, а затем мгновенно метнулся в сторону и как будто растворился в полутьме! Ура, я спасён! Быстро, насколько это возможно для передвижения в плотной водной среде, поднимаюсь к поверхности и выхожу на берег. Нет, больше в реках с аквалангом не ныряю! Теперь буду погружаться на дно лишь у побережий морей – там-то уж точно не встречусь с этим чудовищем – обыкновенным или европейским сомом!»

11. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Почитайте эти тексты своим товарищам, найдите ошибки, внесите необходимые исправления.

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

1. Обыкновенный сом, несмотря на то, что он является речной рыбой, может встречаться и в солоноватых водах. Этот факт является примером приспособления сома к различным условиям жизни.
2. У сома небольшие глаза, вероятно, потому, что в почти полной темноте на дне водоема, да еще и в мутной воде, даже крупные глаза и хорошо развитое зрение могут оказаться почти бесполезными. Следовательно, в данной ситуации нет необходимости их иметь.
3. Широкий рот сома позволяет ему поймать весьма крупную добычу.
4. Спина у сома тёмная, что позволяет ему сливаться с фоном дна, на котором эта гигантская рыба неподвижно лежит, подкарауливая будущую жертву.
5. Пятна неправильной формы создают иллюзию разделения тела на многочисленные мелкие, не связанные друг с другом фрагменты. При этом общие контуры тела сома теряются, и пребывающая в неподвижности рыба становится незаметной.
6. Можно предположить, что в ночной темноте при охоте на других животных основными органами ориентации обыкновенного сома являются боковая линия и усы. Боковая линия позволяет воспринимать движение воды в момент, когда мимо проплывает какое-либо существо, и тогда сом мгновенно нападает. Усы играют роль органов осязания, которые позволяют определить местоположение будущей добычи, находящейся на небольшом расстоянии, или даже, возможно, своими осторожными движениями подманить ничего не подозревающую будущую жертву к пасти затаившегося охотника.
7. Обыкновенный сом откладывает икру на мелководье, вероятно, в связи с тем, что именно здесь вода хорошо прогревается и, следовательно, развитие эмбрионов будет осуществляться быстрее. Растения мелководья неплохо освещаются солнечными лучами, поэтому они активно осуществляют процесс фотосинтеза. Кроме того, уровень воды здесь невысок, а поверхность ее велика. Это является благоприятным условием для проникновения большого количества кислорода из атмосферного воздуха в водную среду. Следовательно, можно предположить, что в этих весьма благоприятных условиях процент гибели зародышей в икринках, отложенных сомом, будет относительно невелик. Кроме того, известно, что именно вблизи берега, на мелководье можно встретить большое количество разнообразных мелких организмов, которые могут быть кормом для мальков сомов, начиная с самых первых этапов их послезародышевого развития. Подросшие мальки этой рыбы постепенно удаляются от берега, уходят на глубину и со временем становятся типичными обитателями дна водоемов.
8. Поскольку из икринки (отложенного сомом яйца) сначала вылупляется личинка, которая затем превращается в малька, очевидно, что развитие у этой рыбы непрямое.
9. Ещё совсем маленькому сому-альбиносу выжить труднее, чем нормально окрашенной особи, поскольку белый цвет тела очень заметен для хищника, который может запросто пообедать несостоявшимся речным гигантом. Кроме того, сому-альбиносу будет трудно охотиться, ведь его белая окраска заранее предупреждает возможных жертв о приближении опасности. Однако европейские сомы-альбиносы всё же встречаются.
10. В предложенном тексте есть следующие ошибки и неточности. Глаза у европейского или обыкновенного сома маленькие. Эти рыбы, конечно же, не нападают на таких крупных животных, как коровы. Да и возможность их охоты на взрослого человека тоже, мягко говоря, весьма сомнительна. Сомы обычно заглатывают добычу целиком, не разрывая её на части. Тело сома голое, не покрытое чешуёй. Следовательно, она (чешуя) не могла в виде «серебристого облачка» оказаться в толще воды после удара по телу рыбы железным прутом. С обыкновенным сомом можно встретиться не только в пресных водоемах, но и у побережий морей, вблизи устий рек, поскольку эта рыба, как уже отмечалось выше, способна жить в солоноватой воде.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о европейских сомах.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003.
2. Брем А. Рыбы и амфибии. – М.: АСТ, 2000.
3. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007.
4. Жизнь животных. Том 4. Часть 1. Рыбы / Под ред. Т. С. Расса. – М.: Просвещение, 1971.
5. Красная книга природы Санкт-Петербурга. – СПб.: Профессионал, 2004.
6. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
7. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
8. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
9. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.
10. Франк С. Иллюстрированная энциклопедия рыб. – Прага.: Артия, 1975.


© Александр Кулев, 2020
Дата публикации: 04.01.2020 16:11:49
Просмотров: 2137

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 88 число 99: