Белая лошадь, или в тумане странных слов
Константин Эдуардович Возников
Форма: Рассказ
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 9563 знаков с пробелами Раздел: "Рассказы" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Беседа с Мастером Го - Учитель, иной раз, беседуя с вами, я ощущаю себя так, словно заплутал... Каким-то ёжиком в тумане из мультика… Я понимаю все ваши слова, их смысл, но чувствую, что за ними есть что-то ещё, то, что от меня ускользает, и чего я не ухватываю… Что-то такое… Едва уловимое… Как та белая лошадь в тумане…Вот только что она была видна…, а вот её уже и нет... Да и была ли? Может и не было вовсе, а просто померещилась, и на самом деле это всего-навсего игра воображения и сгущений тумана… - Постригись коротко. Будешь больше похож…, — чуть прищурив глаза, посоветовал собеседник. - Я очень серьёзно, Учитель… - Вот как… Ну, что ж… А я всерьёз пытаюсь научить вас видеть Мир не придуманным, а таким, каков он есть. И моя надежда — ваш собственный свежий взгляд под неожиданным углом. Вот и подталкиваю порой… - Учитель, Вы совершенно естественно перемещаетесь в этот ваш Мир, который стоит под углом к нашему, но нам он недоступен и не виден. То ли по неумению, то ли из-за тумана… Уж не знаю. У вас там все по-другому! На другом уровне и в другой плоскости. Но вы в нём — как рыба в воде, а я… Я как рыба на берегу… - Ты ошибаешься. И со временем поймёшь и научишься. Во-первых, это – не мой Мир. Мир – один, общий. А этих, что под углом, отражённых, — множество. А во-вторых, я не перемещаюсь. Я нахожусь в них одновременно в каждом и во всех, а когда нужно добавляю новые. - Хотел бы я так уметь… - Научишься. - Я стараюсь, Учитель. - Многое в жизни достигается упражнением. Пробуй. - Пробую… Но, похоже, я что-то важное делаю не так. - Сказать тебе, в чём твоя главная ошибка, из-за которой ты, случается, не понимаешь путанных, как тебе кажется, объяснений? Она — в привычке к анализу. В привычке понимать каждое слово и фразу отдельно. Каждый фрагмент – сам по себе. Каждый образ – порознь, и только потом пытаться их связать, сложить и осмыслить мозаику. Но если ты рассредоточишься и впустишь в себя весь текст, всю речь, все повествование целиком, без анализа и идентификации смысловых кусков, всё вместе… Это случается иногда, когда ты или устал, или рассеян и поэтому не зациклен на других проблемах, или, наоборот, — свеж с утра и просто не успел собраться и озадачиться. Тогда «туман странных слов» невольно проникает в тебя целиком, как единая субстанция, и внезапно исчезает, приняв форму нового образа. Вспомни! Ведь бывало? Раз, и нет никакого тумана… Наступает прозрение. Или, если обозначить правильно, — понимание озарением. - А не могли бы вы каким-то образом помогать в этом? Ну, может быть, подсветить, что ли, чтобы озарить? - Ты пробовал включать фары в тумане? Сильно помогает? К тому же это твоё озарение, а не моё. И туман – тоже твой, — и он засмеялся. - Я понимаю... Не все можно передать словами. Об этом писал Гессе в книге про стеклянные бусы, да и многие другие... - Это безусловно верно, и это очень мудрая книга, но сейчас речь о другом... О возможности «Видеть». Или «не видеть», если хочешь. Не видеть тумана, но Видеть «лес за деревьями», как говорит пословица. Улавливаешь? Лес - как новое целое, как некую особую сущность, вместо фрагментов, индивидуальных или обобщённо-усреднённых. Лес — вместо множества стволов, как объект, как «множество», обладающее своими собственными качествами и свойствами, но и в то же время, как простое скопление деревьев. - Для этого нужно рассмотреть явление как бы из разных отражённых миров, путешествуя по ним? - Не совсем. Сразу из всех. Хотя для начала и так сгодится. - Сложить из увиденных плоскостей объёмную фигуру… - Верно. Почти… В каждом из Миров-отражений есть своя плоскость, грань исследуемого нами явления. Каждого явления. Любого явления. Мастер Го на секунду задумался и продолжал: - Когда рассматриваешь камни на доске, сужая и расширяя рамки пространства, то содержание и смысл позиции меняются порой с точностью до наоборот. И только впустив в себя все размерности, ты получаешь образ целого. Мы называем это Виденьем. Его нельзя получить даже синтезом. Синтез делается на основе анализа. То есть анализ ему предшествует, и люди сначала расчленяют целое. В неведении и сослепу они разбивают драгоценную тонкую вазу, а затем ощупывают каждый черепок по отдельности, гадая, для чего он нужен. И только потом пытаются состыковать эти осколки друг с другом, причём зачастую донце с ручкой. Теперь цель этих простаков — угадать предназначение и суть целого. Немудрено, что результатом чаще всего становится никогда не существовавший в природе ночной горшок вместо уникальной вазы династии Цин. А ведь достаточно было просто смотреть, разглядывая, и подождать, и не торопиться с суждением, и несколько раз поменять размерность изучения… То есть рассмотреть вблизи и отодвинуться подальше, а затем, при необходимости, взглянуть на объект с разных сторон и под разными углами... культура, искусство, психология, математика… - Кажется, я начинаю понимать… А сколько всего может быть таких миров, сторон, углов, размеров? - Сколько нужно. Ты невнимателен. Я же говорил, что при необходимости создаю новые. - Учитель, а как вы определяете, сколько нужно? - Если мне для чего-то не хватает деталей, я добавляю граней, изменив угол или размерность, пока подробности не становятся видны отчётливо… Если ты видишь что-то недостаточно ясно, то ты просто рассматриваешь его лучше. И если при этом обычного рассмотрения недостаточно, то зажигаешь свет, или берёшь увеличительное стекло, или попросту разворачиваешь вещицу так, как тебе удобнее. - Это требует усилия воли? Сосредоточенности? - Наоборот. Это происходит естественно и само по себе и в меру необходимости. - Что-то вроде шибуми? - В каком-то смысле, но не тождественно. - И это тоже Го? Или все же нечто другое? - Да, это Го, но — другое. Следующее. Го «за гобаном». - Как попасть за гобан? - Через гобан, — и собеседник опять засмеялся. — Именно на нём нарабатываются навыки невербального мышления. Мышления геометрией, образами, а затем и процессами или континуумом. - Континуумом?... - Непрерывностью. Это следующий этап. Всему своё время… Пока и сказанного достаточно. - Через гобан… Есть только такой способ? - Нет, конечно. Их множество. Но Практика И-Го — один из самых совершенных. Может быть, самый лучший… из известных. Вспомни «Игру в бисер»… Это параллель. Г.Г. неплохо все описал. - Я хочу научиться этому. Представляю эффект! Я и сейчас-то не всегда думаю словами, и это — вдвое, втрое быстрее и полнее. А возможно ли вообще обходиться без них? - Тогда окружающие окончательно перестанут тебя понимать, — рассмеялся Мастер Го, — и зачислят в законченные придурки. А если серьёзно, то зачем же наотрез отказываться от инструмента, которым владеешь? Освоил новый? Теперь их два. Пользуйся каждый раз тем, которым сподручнее. Кстати, это касается и анализа. Прекрасный инструмент, равно как и синтез, но… эта пара — для конкретного дела и особых целей. Я уже упоминал их результат… Мозаика. Собранное из кусочков… Ты видел когда-нибудь мозаику? Или витраж? - Конечно. - Они способны породить образ, но сами при этом не являются цельными. Из-за этого, и ещё из-за ступенчатой сложности всего процесса, приводящей к увеличению числа ошибок и возникновению погрешности в образе, в большинстве случаев прямое Виденье оказывается более эффективным. - А что ещё приносит Виденье? Что потом? - Видишь ли… — он мимоходом улыбнулся игре слов, — научившись Видеть, человек получает возможность разглядывать среди всего прочего и самого себя, а от этого, у привыкшего и умеющего творить, остаётся всего один шаг до управляемых перемен. Именно поэтому этот этап Йи-Дао* обозначен формулой «Го учит изменяться», и он так же неотрывен от Практики, как и первый. - «Го учит Видеть»? - Ну, да. - А этот второй этап Пути… - Третий. - Третий? - Ага. - А какой же второй? - Увидев себя, важно прежде всего очиститься, то есть совершить освобождение ума и сердца от жажд, страхов и подселённых целей. Ведь они теперь становятся хорошо заметны, и, поверь, не вызывают симпатии. Ты ужаснёшься, присмотревшись, как много всяческих паразитов живёт в нашем разуме. И ты сам захочешь навести там порядок. Это непросто и займёт время, но сделать это совершенно необходимо, прежде чем начинать созидание нового. Иначе ты только наплодишь червяков или вырастишь монстра и урода, который уничтожит и твой «Аз», и твоё «Я». Так что второй этап – освобождение. «Го учит свободе». - А как понять, что он наступил? - Ты увидишь. Ведь Го учит Видеть, — и он снова улыбнулся. - Скорей бы. - Сегодня ты стал ближе к этому, чем был, и я рад, что на сей раз ты не заплутал в тумане, как это частенько бывало раньше. Теперь у тебя есть компас. Ты нашёл его. Заметь, между прочим, что это случилось немедленно, едва только ты всерьёз озадачился! Любопытно, правда? Поверь, это ещё одно проявление «загобанья»… - Спасибо, Учитель! - Погоди… ещё одна вещь… Виденье… Этот многогранный или многосторонний образ, о котором мы говорили… Он – всего лишь срез момента. Такая, знаешь, «многогранная грань большего», если хочешь… У неё есть не только сегодня и сейчас, которое мы разглядели, описали, огранили и приняли в себя, но есть и вчера, а также есть завтра, и это разные измерения-грани… И их немало… а вместе все это процесс… Непрерывность… Континуум… Его можно зрить и ощущать – Видеть. И им можно мыслить. - Это не совсем понятно, но я запомню и обдумаю… - Просто знай, что есть ещё что-то. - Поживём – увидим, Учитель… - Увидишь-увидишь. Теперь ты не ёжик, — и он в который раз улыбнулся. – Где там наши камни? ______________________________ * Почти то же самое, что Путь Го. © Константин Эдуардович Возников, 2016 Дата публикации: 06.03.2016 03:12:37 Просмотров: 3369 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |