Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Литературный язык 1

Олег Павловский

Форма: Эссе
Жанр: Литературная критика
Объём: 3946 знаков с пробелами
Раздел: "Мастерская"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


.



ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

________________________________________________________


Здесь не надо лишних слов.
Литературный язык – не специфичен.
Если точность – вежливость королей, а лаконичность – вежливость мудрецов, то легкий,
непринужденный и в тоже время точный язык – это прерогатива поэта, его своеобразная этика. Как правило язык литературный – это разговорный язык,который может включать в себя т.н. говор, диалект и даже ряд иностранных слов в оригинальном начертание – здесь очень важно умение автора, чувство меры – в противном случае остаются лишь «макаронизмы», слова заимствованные бездумно и безо всякого смысла. Нельзя писать
«о труде» (тяжком и каждодневном) примерно так:

"Беру деталь, завинчиваю шпиндель,
Вставляю в суппорт пламенный резец…" и т. д…

Почему? Потому что это не стихи, а руководство по токарному делу, несмотря на то,
что «пламенный резец» звучит достаточно пафосно.
Уважающие себя специалисты – ученые, философы, литературоведы тоже стараются
избегать избыточной терминологии, если то или иное явление можно объяснить простыми
словами. Никудышного филолога видно сразу – у него слова «катрен» и «версификация»
не сходят с языка,но это скорее признак безкультурья, чем культуры.

Здесь следует оговориться. Досужие филологи любят блеснуть набившим оскомину
подсчетом рифм, цезур и стоп, но это – не есть ремесло. Штабель досок и бревен
еще не дом, дом строят мастеровые, а постройкой руководят – Мастера.
Чрезмерные попытки создать нечто новое редко увенчиваются успехом.

Ранний Маяковский – это еще не весь Маяковский, и нет нужды подобно А.Белому писать роман в стихах без разбивки его на строфы «из экономии бумаги». Художник не фокусник.

То, что Бродский в конце своего пути вообще отказался от стихосложения, в общем-то,
закономерный итог, отстраненность рано или поздно приводит к разрушению. Кривулин
и Соснора тоже отдали дань поэтическим экспериментам, но мы их ценим отнюдь не
как экспериментаторов. Да и Кушнер как был так и остался в замкнутом кругу своей
интеллигентской неполноценности.

Нет ничего нового, все уже написано – мысль, конечно, не нова… И тем не менее
интернетовские авторитеты продолжают подметать задворки некогда великой литературной
империи длинными полами старомодных пальто.

Подражание неизбежно в процессе ученичества и не только. Реминисценций невольных
и намеренных не гнушались Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Блок.
О кинематографических римейках можно и не вспоминать. В искусстве изобразительном
повторение ставших классическими сюжетов всегда было нормой, однако мы что-то
не часто слышим о конкурсах композиторов, в то время как конкурсы музыкантов-
исполнителей вполне заурядное явление. Искусство в своей сущности всегда тесно
переплеталось с ремеслом.

Бродскому многие подражали. Подросла целая плеяда «маленьких бродских» от Димы Закса
доПаши Логинова, причем последний почти целиком заимствовал синтаксис Бродского,
повинуясь очевидно расхожему интеллигентскому мнению, что Бродский создал «новый
синтаксис» и чуть ли не новый язык. Ничего похожего. Бродский всего лишь не самый
удачливый разрушитель, что особенно явственно проявляется в его стихах 80-х годов.

Это климактерическое шествие: отстранение – сарказм – цинизм – разрушение, – оказалось
бесплодной попыткой навязать собственную неполноценность своим слушателям, но не
такой уж и бесплодной, как оказалось.

Интеллигенция вообще не является носителем какой-либо идеи, космополитизм для нее
олицетворяет свободу и независимость – вопрос от чего независимость? А от своих
обязанностей в первую очередь, в том числе и от рождения и воспитания детей.
Рождение стиха – тоже рождение, иногда заканчивающееся триумфом и всеобщим почитанием.
Но интеллигенция предпочитает рассуждать, а рождать, творить – это не ее дело, проще
и главное приятнее устроить говорильню…



















.

© Олег Павловский, 2015
Дата публикации: 2015-03-18 05:39:54
Просмотров: 563

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 67 число 89: