Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Ваагн Карапетян



Литературная критика. За и против.

Олег Павловский

Форма: Эссе
Жанр: Литературная критика
Объём: 4313 знаков с пробелами
Раздел: "Мастерская"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати






ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА. ЗА И ПРОТИВ.

_________________________________________________________________


Художника или писателя делает критика и реклама. Верно ли это утверждение?
Отчасти, это действительно так. Об этом писал еще Э.Хемингуэй.
То есть имя писателю или поэту создают литературные критики и менеджеры, но если он хотя бы раз поддастся на их лесть и обещания, то больше он никогда уже не будет писать хорошо и правдиво. Именно таким образом чаще всего и убивают писателя, а сиюминутный коммерческий или иной какой успех, – это слишком мизерная плата за так и не появившиеся на свет хорошие и долговечные произведения. Здесь нет временных рамок, настоящее искусство вечно. Даже если писатель или художник зарабатывает своим трудом достаточно много денег, то в могилу он их с собой все равно не заберет. А успех, как приходит, так и уходит. Придет время, когда над такими «признанными мастерами кисти и резца», как Церетели или Глазунов будут смеяться, смеются уже и сейчас, но большинство пока все же верит в их мастерство и исключительность.
Но и исключительность тоже может быть разной.

Проблема еще и в том, что людей знающих и понимающих литературу и искусство всегда очень мало, они – это точно такие же гении, как и сами творцы прекрасного. А в мире чистогана и как бы узаконенного нарциссизма, и вся рать критиков, литературоведов и менеджеров от искусства сориентирована на этот сиюминутный коммерческий успех.
Казалось бы, только законченный идиот будет ежедневно смотреть по ТВ «мыльные оперы», и, тем не менее, идиотов почему-то меньше не становится, а им на смену приходят другие идиоты, и другие времена. Такое искусство недолговечно, это как автомобиль, взятый на прокат, – покатался и забыл. Есть такая поговорка: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Покупая всякую дрянь, мы бесцельно расходуем деньги, потребляя продукцию литературного, кино- или художественного рынка низкого качества, мы разбазариваем еще и свою душу.

Примерно тоже происходит и с художником, и по прошествии нескольких лет, едва ли кто-нибудь и вспомнит, какой замечательный мастер слова, кисти или музыкальных фиоритур мог из него получится.

Помни, взыскательный художник, – работая на массового потребителя, на широкую публику, ты неизбежно будешь вынужден потакать и ее дурному вкусу. Тоже касается и дизайна, и вообще всего. Но именно так и происходит. Литературная критика и реклама, жадные до славы искусствоведы убивают художника. Они снова и снова требуют от него чего-то чуждого его восприятию мира, или: «Пусть будет в вашей манере, я прошу и даже настаиваю на этом, но так, чтобы это нравилось публике! Остальное уже наше дело…»

Что касается Мастерства, то теория и техника стихосложения или, скажем, ваяния и зодчества имеют весьма отдаленное отношение к собственно мастерству. Учебники по стихосложению гении еще в юности читают не как учебники, но открывают окно в окружающий их и прекрасный мир, как девушка с замиранием сердца читает душещипательный роман. Все досужие разговоры о титанических усилиях в работе, о постепенном восхождении к Вершине, – это только хорошее успокоительное средство для тех, кто эту вершину никогда не покорит. Они не идут ни в какое сравнение с минутами несравненной радости от видения окружающего мира и пребывания в этом внезапно открывшемся мастеру, и прекрасном мире. Это и называется Вдохновением, все остальное ерунда. Гению сама Природа говорит, что он – гений, и ему совсем не обязательно об этом еще и рассказывать.
Остальные сами себе это придумывают, пытаясь сравнивать себя с другими, но ориентируется они, как правило, на далеко не лучшие образцы. И еще, сейчас каждый сможет написать «как Пушкин», но только Александр Пушкин смог это сделать два века назад. Пушкин стал Поэтом в шестнадцать лет…

Мастеру не нужны прижизненные издания с «золотым обрезом» или даже какой-нибудь литературный портал. Единственная его цель, – это работа, творчество. А сделать что-то очень хорошее можно в любых условиях, даже, казалось, в невыносимых. Ненависть и друзей, и врагов, это как огонь и вода, именно они и закаляют сталь.

Похвалы радуют, преждевременные лавры развращают. Но есть такой уровень мастерства, когда даже разговоры о нем становятся бессмысленны.











.


© Олег Павловский, 2016
Дата публикации: 2016-03-05 23:15:08
Просмотров: 366

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 17 число 14: