Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Виталий Пажитнов
Степан Хаустов



Чугунный ларец

Евгений Девиков

Форма: Поэма
Жанр: Гражданская лирика
Объём: 120 строк
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Чугунная вязь невесомо красива :
тяжёлый дворец словно лёгкий ажур.
Обманчива лёгкость. В ней тяжести сила.
Дворец ― как ларец. Я о нём расскажу.

Дворец отливали в Кыштымских заводах.
Плавильная печь на древесном угле.
Его красоту в поэтических одах
поэт не прославил ещё на земле.

В Париже на съезде чудес и прогресса
названье пристало к нему ― “павильон”.
В него отдохнуть заходили принцессы,
а цену цари назначали в миллион.

У входа ― литая скульптура “Россия”.
Чугун и ковры ― словно сень и багрец.
Купцы иностранные очень просили
за дикие деньги продать им дворец.

― А царь не продаст. Государь не азартен.
Не выжил российский монарх из ума, ―
сказал архитектор ларца Баумгартен .
И с ним согласился модельщик Кузьма .

“С пустым кошельком побираться придётся”, ―
купчишки рабочих ловили на страх.
― Россия едина. И не продаётся,
как реки и горы, ― итожил монарх .

А как возникают красивые вещи?
Из мысли? Молитвы? Из пробы пера?
Из силы таланта, что Богом завещан,
оставлен в наследство его мастерам .

От искры любви, от продуманной мысли
пошёл архитектор в проекте своём.
Модельщиков тоже сомнения грызли :
как в плоской детали возникнет объём?

Литейщик мечтал о металле прозрачном,
чтоб светом манящим наполниться мог .
Но чёрный чугун и не кажется мрачным :
как будто из сказки возник теремок .

Взял скульптор Диллон с полотна Васнецова
“Печалей и Радостей” доблестный гимн .
Ажурный рельеф. По идее птенцовой :
фольклорный дуэт ― Алконост и Сирин .

Драконом была рукоятка от чаши,
а крылья ― тугие его паруса .
Изгибом красив и оскалом не страшен
фрагмент дорогого убранства дворца .

Живёт красота под руками рабочих .
Воздвигнут ― и песней она прозвучит .
Спроси, кто из них до работы охочий .
И каждый тотчас рукава засучит .

Модельщики верят в работе стамескам,
умеют изладить любую деталь .
Кузьма загорелся желанием дерзким ―
создать павильону свою пастораль .

И только когда каждый клин был подогнан,
а лучше придумать уже не с руки,
пришёл Баумгартен, обученный догмам,
и просто сказал: "Молодцы, мужики".

Тарасов Кузьма и Широков Димитрий ―
два резчика. Каждый легендою стал .
С моделей сперва будут формы отлиты,
а в них разольют непокорный металл .

Но срок подошёл, и чугунное чудо
отправилось в путь по чугунке в Париж .
Европа не знала такого покуда .
Казалось бы, чем ты её удивишь?

Багажный вагон. Здесь в трудах неустанных
творцов и ремонтников тесный кружок ―
в прямых картузах, в длиннополых кафтанах,
с заправкою брюк в голенища сапог .

Тех кружев Париж даже глазом не щупал.
Чугунным ларцом был весьма удивлён.
И в зале, где крышей стеклянный стал купол,
толпа обсуждала ”квозной“ павильон .

Кунсткамера русской литейной поделки!
Не бронза, не медь : примитивный чугун .
В малейших движеньях изящны оттенки.
Там всяк злопыхатель ― наёмник и лгун .

Вечерняя жизнь ― варьете и фокстроты,
а днём нескончаем скульптуры парад .
Хронометры местной чеканной работы
российским умельцам в Париже вручат .

...Закончена выставка. Спрятаны в ящик
решёток ажур и завес кружева .
Париж провожал на перроне стоящих,
прощальные вслед говорил им слова .

В ответ мастера обещали вернуться,
шедевры похлеще с собой привезти .
Ещё не подули ветра революций,
и к творчеству были свободны пути .

А дома ― обвал социальных крушений .
О шумном Париже забыли давно .
Чугунное чудо красы совершенной ―
кому в коммунизме потребно оно?

Монарх объявил, что страна не продажна,
да где он лежит, я сказать не берусь .
За деньги тевтонов в вагоне багажном
беда накатила на вольную Русь .

В Париж возвращаться уже не придётся,
не выйдет ― шедевр предъявить налицо .
Чугунный дворец в чугунки перельётся,
чтоб лучше кормить наших красных бойцов .

За этой идеей стоял самородок.
Страна не забыла того удальца :
партиец-директор на план сковородок
пустил в переплавку две трети дворца .

В ту пору не всё было столь же нелепо .
Навскидку один эпизод я возьму .
Случился он в год ликвидации НЭПа :
к ремонту шедевра призвали Кузьму .

К тридцатому году c победы в Париже
решили умельцы тряхнуть стариной
(Тарасов Кузьма и другие с ним иже) ―
и к жизни вернули фасад боковой .

На этом фасаде остались узоры,
потрясшие прежних заморских царей .
А как загорались у зрителей взоры,
и как от слёзы становились сырей...

Но только в конце рокового столетия ―
позднее искусники эры другой
вернули узоры, скульптуру, соцветия. ―
И зритель к музею пошёл чередой.


© Евгений Девиков, 2014
Дата публикации: 29.07.2014 01:57:17
Просмотров: 2419

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 89 число 50: