Кто разрушил царство хеттов?
Александр Учитель
Форма: Статья
Жанр: Историческая проза Объём: 10918 знаков с пробелами Раздел: "история Малой Азии" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Кто разрушил царство хеттов? Столица хеттов, Хаттуса, пала в конце 13-го века до н. э. при неизвестных обстоятельствах. Вопрос о том, кто ее разрушил осложняется тем, что совершенно неизвестно, кто жил на территории бывшего царства хеттов, т. е. внутри излучины реки Кызыл-Ырмак (Галис), вплодь до киммерийского вторжения в 8-м веке до н. э. Так называемые “ново-хеттские” царства 12-8-го вв. до н. э., оставившие после себя многочисленные лувийские иероглифические надписи, находились все без исключения к югу и к юго-востоку от этой территории – в юго-восточной Малой Азии и в северной Сирии, но ни одной такой надписи не сохранилось из собственно страны Хатти. Единственное письменное свидетельство о том, кто разрушил царство хеттов содержится в надписи Рамзеса третьего е его заупакойном храме Мединат-Хабу, где утверждается, что никто не мог устоять против “народов моря”, ни Хатти, ни Коде (Киликия), ни Кархемиш, ни Арцава (Кария), ни Алашия (Кипр). Не ясно, однако, в какой мере этому заявлению можно доверять: по крайней мере Кархемиш совершенно точно не был разрушен “народами моря” – более того, боковая ветвь хеттской правящей династии продолжала царствовать там на протяжении еще, по крайней мере, пяти поколений. Да и далековата Хаттуса от моря, что бы “народы моря”, которые никогда не удалялись от берега, могли до нее добраться. Несмотря на это, мнение о том, что “народы моря” разрушили Хаттусу достаточно укоренилось в науке. Косвенным ее подтверждением служила надпись последнего царя хеттов, Суппилулиумы второго, о покорении Кипра, где речь идет о первом и последнем морском сражении в истории хеттов (1), что, как будто, говорит о морской ориентации царства хеттов на последнем этапе его существования. Однако, ситуация резко изменилась с открытием лувийской иероглифической надписи того же Суппилулиумы второго из подземного бассейна в Хаттусе в сооружении, названном немецкими археологами Südburg (2). Вот она в русском переводе: “Когда Солнце(3) подчинил Хатти все страны: Вийянаванду(4), Тамину, Масу, Лукку(5), Икуну, … я, Суппилулиума, Великий Царь, Герой, превзошел предыдущих Великих Царей, все боги: Богиня Солнца города Аринны, Бог Грозы страны Хатти, Бог Грозы армии, Шаушга, …, Бог Меч, Бог Грозы города Сапини, боги Хатти … стояли благосклонно, Солнце подчинил их: Вийянаванду, Тамину, Масу, Лукку, Икуну, Хармахи-циттис(6) отобрал у Солнца это: все страны Хатти до границ страны Хатти. Затем Суппилулиума, Великий Царь, Герой построил во всех странах Хатти: город …, город …, страну …, город …, город …, город Тихихасу, город Тарахну, тогда я построил. Солнце подчинил гору Пяти Лабарн(7) и поработил(8), Суппилулиума, Великий Царь, Солнце, подчинил, гору Пяти Лабарн дал(?), затем Хармахи-циттис поработил гору Пяти Лабарн Хатти. Солнце подчинил страну города Тархундаса и поработил. Раньше (мои) деды и бабки никому не …, я, Суппилулиума, Великий Царь, Солнце, подчинил, Хармахи-циттис страну города Тархундаса подчинил и отобрал, Я построил город Тана, в городе Тархундаса, в городе …, в городе … я принес жертвы богам. Здесь я построил в этом году Божественную Подземную Дорогу(9).” Надпись очень трудна для понимания, как, впрочем, и все другие иероглифические надписи эпохи Хеттской империи. Объясняется это тем, что в эпоху империи лувийская иероглифическая писменность было еще очень несовершенной: ни падежные, ни глагольные окончания в ней, как правило, не передавались, и поэтому трудно понять, кто что сделал. Ясно лишь, что это строительная надпись, посвященная сооружению самого подземного бассейна, в котором она была найдена. В ее исторической части упоминаются две войны: одна на крайнем западе Малой Азии – в Ликии и Карии (Вийянаванда, Тамина, Маса, Лукка, Икуна), возможно против “народов моря”, другая – против Тархундасы на юге Малой Азии. Эта последняя и представляет наибольший интерес. Город Тархундаса был основан хеттским царем Муваталли, который перенес туда, по неизвестным причинам, столицу из Хаттусы. Находилась она где-то на юге Малой Азии, но ее точное месторасположение неизвестно, т. к. город до сих пор не найден. Муваталли наследовал его сын, Мурсили третий, больше известный под своим хурритским именем Урхи-Тешуб. Пороизошло это потому, что брат Муваталли, Хаттусили третий, сверг с престола своего племянника и перестал упоминать его тронное имя. Хаттусили вернул столицу в Хаттусу, а Тархундасу отдал брату Урхи-Тешуба, Курунте, в благодарность за то, что он признал Хаттусили царем и не вступился за брата во время междоусобной войны. Так было создано вице-королевство Тархундаса, в котором продолжали царствовать потомки Курунты. Хаттусили действовал по примеру соего деда, Суппилулиумы первого, который организовал вице-королевство Кархемиш под властью своего сына, Пийясили, подчинив ему всю Сирию. При сыне и преемнике Хаттусили, Тудхалии четвертом, особый статус Курунты был подтвержден специальным договором, уникальный подлинник которого был найден около стены Хаттусы(10). Договоров между царями хеттов и их вассалами сохранилось довольно много, но все они – архивные копии, написанные на глиняных табличках, сложенных в храме бога грозы Тархунта в Хаттусе. Их подлинники были написаны на бронзовых досках, к которым были подвешаны на железных (в бронзовом веке!) цепях личные печати обоих царей, и один только договор с Тархундасой дошел до нас в таком виде. Произошло это из-за того, что договор был на каком-то этапе денонсирован, печати сломаны, а бронзовая доска выброшена за стену города. О том, что между Тудхалией и Курунтой вспыхнула война, говорит и найденная в Хаттусе печать Курунты, в которой он именует себя “Великим Царем страны Хатти”. Другими словами, Курунта провозгласил себя Великим Царем и даже на короткое время захватил Хаттусу. Как видно из надписи Südburg, эта война продолжалась и при преемнике Тудхалии, Суппилулиуме втором. Самый интригующий вопрос, связанный с этой надписью – это, кто скрывается за именем или титулом, записанным при помощи двух иероглифов: ГОЛОВА и ЧЕЛОВЕК (CAPUT.VIR). Хокинс в своем editio princeps этой надписи полагает, что это - альтернативный титул автора надписи, Суппилулиумы. Его мнению противоречит тот факт, что в предложении: “CAPUT.VIR отобрал у Солнца это” – речь идет явно о двух разных лицах. На этом основании Ясинк предложила, что CAPUT.VIR – это царь Тархундсы(11) и отждествила его с Хартапу сыном Мурсили, оставившем короткие иероглифические надписи в Кызылдаге, Карадаге и в Бурункая(12). По ее мнению, он был сыном Урхи-Тешуба (Мурсили третьего), и следовательно племянником и преемником Курунты. Теоритически это возможно, но только в том случае, если Суппилулиума использовал словосочетание CAPUT.VIR в качестве уничижительного титула, поскольку сам Хартапу называл себя Великим Царем, а сочетание иероглифов ГОЛОВА и ЧЕЛОВЕК никак не может быть прочтено, как Хартапу. Поэтому я, соглашаясь в принципе, что речь идет о царе Тархундасы, предпочитаю рассматривать это словосочетание, как личное имя и условно читать его как Хармахи-циттис. С чем я совершенно не согласен, так это с окончательным выводом Ясинк: “… when the Hittite Empire felt under the strokes of the Sea Peoples and other enemies Tarhuntašša did not exist anymore as an independent kingdom”. Дело в том, что только два правителя “нео-хеттских” государств начала первого тысячелетия до н. э. продолжали пользоваться вакантным титулом Великого Царя: цари Кархемиша и цари страны, которую ассирийцы называли Табал (библейский Туваль в масоретской огласовке, пишется как Tbl), а, как убедительно показал Хокинс, использование этого титула свидетельствует о том, что там продолжали править боковые ветви хеттской имперской династии(13). Если же в Кархемише правили потомки Пийясили, то в Табале, находящемся на юге Малой Азии, по всей видимости, правили потомки Курунты. Другими словами, что бы не утверждал Суппилулиума в своей надписи, он стал последним хеттским царем, и при нем пала Хаттуса, а не Тархундаса! Более того, если вице-королевство Кархемиш распалось вскоре после падения Хаттусы, и цари Кархемиша, несмотря на свой пышный титул, правили только в самом городе и его ближайшей округе, то царство Табал было организовано вполне в стиле Хеттской империи - у его Великих Царей было по меньшей мере три вассала: цари Атуны, Туваны и Шинухту. Другими словами, если предположить, что именно цари Тархундасы разрушили Хаттусу, то с их точки зрения Хеттская империя вовсе не пала, а продолжала, как ни в чем не бывало, существовать под их властью! Если эта реконструкция событий конца 13-го века до н. э. в центральной Малой Азии верна, то оказывается, что вторжения “народов моря” были не причиной падения Хеттской империи, а ее следствием: многочисленные банды пиратов, и раньше достаточно активно действовших в бассейне Эгейского моря(14), просто воспользовались анархией, воцарившейся на западе Малой Азии с падением Хаттусы, и пришли в движение по всему восточному Средиземноморью. Примечания: 1. H. G. Güterbock, “The Hittite Conquest of Cyprus Reconsidered”, Journal of Near Eastrn Studies 26, 1967, pp. 139-156. 2. J.D. Hawkins, The Hieroglyphic Inscription of the Sacred Pool Complex at Hattusa (SÜDBURG) (Studien zu den Boghazköi-Texten, Beiheft 3), Wiesbaden 1995, pp. 108–113. 3. Традиционный титул хеттских царей. 4. Город в Карии, греческая Ойноанда (“город вина”). 5. Ликия 6. CAPUT.VIR. Чтение условное: “голова” по-лувийски – хармахи, “человек” – циттис. 7. IUDEX.QUINQUE. Первый знак позже читался как tarwanis, но в эпоху империи он имел чтение labarna. 8. PUGNUS.PUGNUS. Перевод условный. Этот глагол встречается в двуязычной надписи из Каратепе, где он переведен на финикийский язык как ‛bd -“служил”. Перевод предполагает здесь его каузативную форму. 9. DEUS.*202 – название самого подземного комплекса, в котором была найдена надпись. 10. H. Otten, Die Bronzetafel aus Boğazköy: Ein Staatsvertrag Tudhalijas IV (StBoT, Beiheft 1), Wiesbaden 1988, pp. 4–9. 11. A. M. Jasink, “Šuppiluliuma and Hartapu: two “Great Kings” in Conflict?”, Akten des IV Internationalen Kongress für Hethitologie, 2001, pp. 235-240. 12. J. D. Hawkins, Corpus of Hieroglyphic Luwian Inscriptions, I: Inscriptions of the Iron Age, Berlin 2000, part 1, pp. 437-438. 13. J.D. Hawkins, ‘Kuzi-Tešub and “Great Kings of Karkamiš,”’ Anatolian Studies 28, 1988, pp. 99–108; ‘The Inscriptions of the Kızıldağ and the Karadağ in the Light of the Yalburt Inscription,’ Hittite and other Anatolian and Near Eastern Studies in Honour of Sedat Alp, Ankara 1992, pp. 259–275; ‘The Historical Significance of the Karahöyük (Elbistan) Stele,’ in Aspects of Art and Iconography: Anatolia and its Neighbors – Studies in Honor of Nimet Özgüç, Ankara 1993, pp. 273–279. 14. Например, Пийяма-радус, известный из переписки Хаттусили третьего. © Александр Учитель, 2008 Дата публикации: 07.07.2008 18:14:15 Просмотров: 4098 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |