Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Оседлавший дракона старости

Светлана Осеева

Форма: Рассказ
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 8683 знаков с пробелами
Раздел: "Ли Шин Го. ПРИТЧИ ДРЕВНЕГО ТИБЕТА"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Из книги "ЛИ ШИН ГО. Притчи древнего Тибета"
______________________________

ОСЕДЛАВШИЙ ДРАКОНА РАХУ

Старость, исчадие сансары – младшая сестра Смерти, ей легко заставить человека страдать. Недаром на Востоке её называют «драконом Раху».
Старик, который уже забыл имя, данное при появлении на свет, родился в семье низкой касты. Пока был молод и силён – работал не покладая рук, кормил многочисленную семью, растил детей, потом - внуков. Казалось, этим повседневным хлопотам не будет конца. Но пришло время, его жена умерла, оставив его в одиночестве, и дракон старческой немощи подкрался к нему, отравляя каждую минуту его жизни.
Старик видел, как изменяется всё вокруг него: невестки едва скрывают раздражение, вызванное его неловкостью, сыновья становятся угрюмыми, глядя на то, что ни глаза, ни руки старика больше ни на что полезное не годятся в хозяйстве. Старик давно стал обузой для всех. Иногда он жалел, что зажился на этом свете, но богам было виднее…
Дни утекали, как песок в песочных часах. Старик всё чаще впадал в забывчивость, его тело отказывалось повиноваться ему и потешалось над его разумом. Когда он не смог контролировать отправления своих естественных человеческих нужд, терпение домашних лопнуло. Внуки зло смеялись, тыча пальцами в него, выпачканного собственными нечистотами. Невестки кричали на него тонкими зловещими голосами, как ведьмы, на лицах сыновей стыд смешивался с гневом. Демоны злобы смотрели на старика целым роем глаз, и дом гудел грозно, как улей.
Разум старика не вынес увиденного. Оставив в стороне соображения о собственной безопасности, он своим неизбывным отчаяньем собрал волю в кулак и покинул дом. Ноги плохо слушались его, но старик уходил от собственного жилища всё дальше.
Дорога привела его к кладбищу. Старик подумал о следующем рождении – и острая тоска по тому времени, когда в его руках играла сила, а ноги готовы были пуститься в пляс, одолела его. Он опустился на землю и вспомнил о своей умершей жене. Хорошо, что она не дожила до сегодняшнего дня…
Сумерки постепенно скрадывали все очертания. Наконец, наступила ночь, и в кромешной тьме старик понял: он больше никогда не вернётся домой, и смерть, которой он уже давно перестал бояться, найдёт его здесь, на кладбище. И тогда старик заплакал над своей ушедшей жизнью и будущей смертью.
Во тьме раздался звук шагов и кто-то окликнул его.
- Эй, человек! Что ты здесь делаешь ночью? Не бойся, это я, йогин, идущий мимо тебя!
Старик услышал, как кто-то невидимый в темноте опустился рядом с ним на землю, но не испугался: даже если это был неуспокоенный дух кого-то умершего, ничего страшного не случилось бы. Теперь ему справедливо казалось, что не мёртвых нужно бояться, а живых.
- Луна моей молодости давно померкла. Тень Раху, проклятого дракона старости, покрыла мою жизнь… - произнёс старик. - Моё тело изменило мне, родные предали. Унижение моё так же велико, как и бессилие. Я пришёл сюда, на кладбище, с единственной надеждой – остаться и умереть здесь, чтобы никого не обременять своим никчемным существованием. Человек, который не в состоянии дойти до отхожего места, не имеет права на жизнь.
Йогин, помолчав, ответил:
- Луна твоей молодости – это твои привязанности. Оставь их! Всего того, к чему ты был прикован душой, уже нет, оно миновало. Я могу показать тебе, из чего состоит сейчас твоя жизнь. Смотри и слушай. Твоя карма созрела, она как тяжёлый свинцовый плод, готовый упасть. Река твоего детства утекла, за нею утекли реки твоей юности, молодости и зрелости. Река твоей старости почти иссякла. Перед тобой река твоей смерти. Выбирай сам: утонешь ли ты в этих смрадных водах, или переправа будет удачной? Я могу помочь тебе переправиться на иной берег.
- Я стар и, наверное, не гожусь в ученики…
- Свет доступен всем: и младенцу, и старику. Подумай сам: твой возраст в глазах богов немногим отличается от возраста ребёнка, ведь их время исчисляется миллионами лет. Когда гусеница, которая всю жизнь ползала по земле, превращается в куколку – это временная смерть. Рано или поздно она разломает кокон и превратится в бабочку. Главное – суметь сохранить куколку до момента рождения бабочки…
- Учитель! Я готов. Пусть я стар и немощен, и болезни разрушили моё тело. В конце концов, я не звал тебя на помощь, ты пришёл сам, а значит, ты не видишь во мне обузы. Воды всех моих рек утекли, и мне уже нечего терять, я на берегу последней реки. Учи меня, вот только ум мой стал старым и слабым.
- Твой ум не имеет возраста, он вечен и постоянен, как небо. Изменчивы лишь мысли. Они как облака – проплывают над миром, не оставляя следа. Не держись за облака, созерцай небо. Твоё тело – скорлупка, ветхая одежда. Твоя природа – иная. Она не зависит от твоего здоровья. Твоё здоровье – в твоём уме. Очистится ум – очистится и тело. Отпусти от себя всё, что причиняло тебе боль, и всё, чем ты дорожил. Пусть всё, за что ты держался, вместе с твоими мыслями о старости уйдёт туда, куда ушла и твоя молодость – в тень дракона Раху. Отпусти всё, не цепляйся за миражи – и ты победишь дракона старости.

Йогин дал старику посвящение, научил его правильному дыханию, показал, как нужно медитировать, глядя на лунный диск, чтобы позволить всем идеям, вещам и привязанностям видимого мира уйти прочь из сознания.
Каждый день йогин приходил на кладбище, приносил еду, которую добывал, прося подаяния, и заботился о старике, пока тот пребывал в медитации.
Сначала старик рассматривал воды реки смерти, пытаясь найти в них своё отражение – но они были свинцовыми, и ничего не отражали. Затем старика обступили образы его привязанностей, они толпились в сознании старика: он видел перекошенные лица невесток, сыновей, внуков, но постепенно их лики становились всё более призрачными и уже не причиняли боли сердцу.
Осознав цельность, единую природу всего мироздания, старик понял: между младенцем и стариком нет никакой разницы, всё это – лишь сосуды, хранилища дыхания богов. Дракон Раху более не был властен над ним.
Шестнадцать лет длилась медитация. Однажды, очнувшись, старик заплакал. Но слёзы его не были наполнены горечью и ядом, они были сладки и светлы, как нектар. Его охватило сострадание ко всем, кто бредёт лабиринтами сансары, где небо скрыто от глаз человека за толщей заблуждений и жестокостью слепого разума. Просто он нашёл выход из лабиринта, и мог бы помочь найти его другим. И тогда он понял, что права на смерть у него нет.
Он оплакал своих родных, простил всех и отпустил. Теперь чувства его были свободны. Мир состоял из пустоты и блаженства, которые постепенно сливались в одно целое. Двойственность жизни и смерти оказалась обманом мира: вот откуда в его жизнь прокрался страх. Оказывается, он совсем не страшен, этот дракон Раху, который даёт возможность понять собственную природу человека и недвойственность мира. Так был приручён дракон старости.
Теперь не осталось ни единой лазейки для страдания. Разум старика был чист, сознание ясно. Тело вынуждено было подчиниться ему. По его венам струился нектар, черты лица были светоносны. Чудесная сила сиддхи Махамудры вошла в старика, и его назвали именем Рахула – „оседлавший дракона старости”.
У него появилось жилище, но ему было всё равно, где жить – в собственном доме или на кладбище. Радость не покидала его ни на минуту. Вокруг него собирались люди, удивлённые метаморфозой, произошедшей с его телом и разумом. Говорили, что Рахула обрёл вторую молодость.
Многие приходили, чтобы научиться этой чудесной силе, и становились его учениками. Родственники с почтением и стыдом пришли навестить патриарха семьи, и не увидели даже тени беспокойства на его лице. Ему было всё равно, кто перед ним – он любил всех и сострадал всем.
Рахула, преодолевший старость и смерть, сбросил кожу своей старой жизни и прожил ещё одну жизнь, столь же длинную, как та, которая закончилась на старом кладбище переправой на другой берег. Он просто перелетел реку смерти, как бабочка...
Прошло много лет, и в один из тысячи рассветов он увидел дракона Раху. Его крылья светились, а в миллионах глаз было участие и понимание.
- Ты пришёл за мной? Мне уже можно уйти из мира? – спросил Рахула.
- Ты совершил больше, чем может совершить человек, которого родила смертная женщина. Я подожду тебя, сколько нужно, а потом ты оседлаешь меня, как коня, и мы улетим отсюда туда, где в ясном свете тебя ждут такие же Просветлённые, как и ты сам... – прошелестел дракон Раху и лёг у ног Мастера, как верный пёс, охраняющий хозяина.
И тогда Рахула взял перо и открыл Книгу Мудрости. Описав свой опыт, он отдал драгоценные манускрипты своим ученикам и, оседлав дракона, покинул лабиринты сансары навсегда – на той стороне Вселенной, где смерти больше нет, его ждали боги.


© Светлана Осеева, 2008
Дата публикации: 24.08.2008 03:10:00
Просмотров: 3635

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 85 число 81:

    

Рецензии

Семён Гриб [2008-12-07 19:14:04]
Что-то не догоняю - в чём мудрость-то? 16 лет медитировал? Ну, интересно-сказочный поворот. Потом стал всем сострадать и всех любить? Вывод тривиальнейший.
Разве что написано увлекательно. Но думаю для младшего школьного возраста всё-таки.
вот такие мысли....

Ответить