Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Константин Эдуардович Возников



Шекспир в мировой литературе

Олег Павловский

Форма: Статья
Жанр: Перевод
Объём: 7083 знаков с пробелами
Раздел: "О переводах поэтических"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


.


От автора: Трудно сказать, насколько этот обзор необходим, но не все
читатели ​знакомы как с творческой биографией Уильяма Шекспира,
так и с работами переводчиков ​его сонетов в России.



В.Разова.
«Сонеты Шекспира в русских переводах»

___________________________________________________
http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/english/shekspi...


В творческом наследии Шекспира сонеты занимают особое место.
История их создания до сих пор представляет собой литературную загадку.

Само появление сонетов окружено некоторой таинственностью.
Упоминание о них в печати появилось раньше их опубликования.
В 1599 году были впервые опубликованы два сонета — 138-й и 144-й, а
в 1609 году вышло первое издание — все сто пятьдесят четыре сонета.
Уже в 1598 году Ф. Мерес в своей «Сокровищнице Паллады»
помещает восторженный отзыв о сонетах.
Другой современник Шекспира, Ричард Барнфилд, в «Encomion of Lady Recunia» в том же году утверждал, что за свои поэтические произведения Шекспир «записан в бессмертную книгу славы». По мнению Томаса Нэша, Шекспир-поэт не уступает Шекспиру-драматургу.
Вероятно, Шекспир ознакомил с сонетами близкий ему круг друзей, собравшийся, по предположению биографов, во дворце графа Саутгемптона. Так в печати появились отзывы первых слушателей стихотворных произведений драматурга.
В 90-е годы XVI века сонет становится наиболее распространенной поэтической формой
в Англии. В эту эпоху он не являлся достоянием только аристократических кругов.

Расцвет лирики в эпоху Ренессанса объясняется тем, что центральное место в
литературе занял человек, его мысли и чувства. Торжественные сонеты Эдмунда Спенсера, лирический цикл «Astrophel and Stella» Филиппа Сиднея, сонеты о любви и дружбе Сэмюела Даниела оказали несомненное влияние на темы и настроения сонетов Шекспира.
Написанные в годы расцвета Ренессанса сонеты Шекспира обратили на себя внимание современников глубиной переживания, философской заостренностью мысли и прекрасной художественной формой.
Правда, сонеты не были так популярны, как другие произведения Шекспира, но недаром Вордсворт назвал сонеты «ключом, которым отпирается сердце поэта». Исследователей занимали вопросы: кому посвящены сонеты, кто скрывается за таинственными инициалами W. Н. в посвящении, предпосланном сонетам?

Предположение, что первые сто двадцать шесть сонетов есть не что иное, как стихотворные письма молодому лорду Саутгемптону, было высказано Н. Дрейком; Брайт предположил, что героем сонетов был покровитель Шекспира Уильям Херберт; Чарлз Найт утверждал, что сонеты — только плод фантазии их автора, а Генри Браун высказал мысль о том, что это остроумные пародии на модные тогда сонеты Драйтона и Девиса.
Были даже предположения, что прототипом друга-мужчины в сонетах является королева Елизавета, а иные склонны были видеть в инициалах W. Н. персонаж одной из драм Шекспира. Сотни статей и десятки гипотез родились от нескольких строк посвящения: «Единственному вдохновителю нижеследующих сонетов мистеру W. Н. желает счастья
и бессмертия, обещанного нашим вечно живущим поэтом, преданный издатель Т. Т.».

Задача переводчика сонетов осложняется тем, что текст сонетов не дает ясного ответа на вопрос об их героях, поскольку прилагательные в английском языке не имеют родовых окончаний и переводчику приходится полагаться лишь на собственное чутье.

Сонеты Шекспира — произведения глубоко лирические. В них и картины природы, и дружеские послания, и полемика с другими поэтами, и гимны любви и дружбе, и признания в греховной страсти, чередующиеся со взрывами искреннего раскаяния, — разнообразная гамма чувств и мыслей.

Автор, его друг и «смуглая дама» — герои сонетов, писем в стихах.
В каждом таком письме-монологе слышится взволнованный голос человека, живущего богатой духовной жизнью, озаренного большим чувством любви, которая спасает его от тяжелых ударов судьбы.
Противоречивость и сложность человеческих чувств отражены в сонетах, которые в целом представляют собой гармоническое единство.

Изучение стиля шекспировских сонетов позволяет раскрыть вторую группу трудностей,
с которыми сталкивается переводчик. В этой области большие заслуги принадлежат советским исследователям — М. Морозову, А. Смирнову, А. Аниксту и другим. Прежде всего исследователи отмечают насыщенность сонетов метафорами, которые строятся
на материале природы, истории или искусства.
Метафорический образ оригинала в переводе подчас теряет свою поэтическую силу или становится менее доступен пониманию. Требуется подлинное мастерство, чтобы передать весь лиризм или гротескную сатиричность того или иного художественного образа сонета.
Для каждого героя автор создает свой мир образов, свою систему художественного выражения. Метафоры играют большую роль в этой системе, так как в них находится «ценный наглядный материал для психологической характеристики созданных Шекспиром лиц». Это обогащает сонеты Шекспира так же, как и его драмы.

Тесная связь сонетов с пьесами Шекспира является одной из их стилистических особенностей. Связь эта выражается не только в синтезе лирического элемента с трагическим, но и в том, что мысли и чувства, наполняющие трагедии Шекспира,
живут и в его сонетах.
Так, сонет 121-й может служить эпиграфом к мрачным образам Ричарда III, Яго, Макбета,
66-й и 146-й звучат как монологи Гамлета, 126-й по своему настроению напоминает некоторые сцены из «Отелло», а следующие двадцать четыре
сонета похожи на сны Титании из драмы «Сон в летнюю ночь».

Сонеты Шекспира свидетельствуют о сложной гармонии между музыкой поэзии
и ее философией. Чувствительность Шекспира к звучащему слову выражена в индивидуализации тональностей, в использовании аллитераций, когда один звук в
разных сочетаниях с другими звуками становится лейтмотивом в музыкальной теме сонета.
«Эта индивидуализация «тональностей» и подчинение ее «смыслу» произведения составляет главнейшую черту искусства Шекспира» — пишет А. Смирнов.
Кроме того, Шекспир творчески пользуется формой сонета, делая ее более подвижной и необычной по сравнению с итальянской или французской формой. Александр Дайс, один из первых исследователей творчества Шекспира, отмечал необычайную гармоничность сонетов: «Они величественны, патетичны, нежны и очаровательно шаловливы; в то же время они поражают слух своей напевностью и разнообразными созвучиями ритмов».

Особенности шекспировских сонетов убеждают в необычайной сложности перевода этих стихотворных произведений. В России интерес к шекспировскому творчеству возник уже в XVIII веке и был тесно связан с демократическими устремлениями русских писателей и критиков.
Пушкин, отмечая широту изображения характеров и черты народности в творчестве Шекспира, писал о сонете: «Игру его любил творец Макбет».
Белинский причислял сонеты Шекспира к «богатейшей сокровищнице лирической поэзии», определяя основное направление его творчества как гуманное.

. . . . . . .

Полностью статью можно прочитать:

http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/english/shekspi...




.

© Олег Павловский, 2019
Дата публикации: 22.08.2019 00:22:16
Просмотров: 61

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 85 число 20: