Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Петр Муратов



Больше, чем реальность

Борис Тропин

Форма: Статья
Жанр: Размышления
Объём: 4602 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


На минувшей неделе в Иностранке состоялась встреча с Ольгой Славниковой.

Мероприятие анонсировалось как «Параллельные реальности романа «2017»» и соотносилось с очередным переизданием одного из самых популярных и значимых русских романов начала века.

Иногда книги читаются из ехидного интереса: за что же автору премию дали, или хотя бы за какие заслуги он в финальном списке оказался.

Роман «2017» завоевал премию «Русский Букер», но читают, переиздают и переводят на другие языки его не поэтому.

Российскую действительность нельзя описать достоверно, не вводя фантастического элемента. В нашей жизни слишком много спрятанных в воду концов и слишком много как бы случайностей, в которых чувствуется поступь рока, считает Ольга Славникова.

Оттого роман и не поддаётся жесткой жанровой классификации. В нём присутствует много такого, чего мы, как правило, не успеваем отметить, оценить и понять.

Для сколь ни будь адекватного описания российской действительности реализм как литературный метод тесноват. Не умещается Россия в рамках стандартного реализма. Слишком велика!

Россия сама больше, чем реальность.

То, растекаясь из центра Европы далеко на восток, то сжимаясь до пределов Московии, она ещё в недавнем прошлом распахнулась вдруг от Саксонии до Калифорнии, объяв собой просторы, несовместимые ни с каким нормальным государством.

Полузабытая история, уклады жизни, верования и представления разных племён и народов то угасают, то возрождаются живой реальностью, населённой всякого рода сущностями как материального, так и ментального свойства в зыбких границах безразмерной империи.

То параллельные, то перпендикулярные, а то и наизнанку, всевозможные реальности взаимодействуют и сбивают нас то вправо, то влево, а то и вообще ставят на голову.

Мы и сами – евро-азиаты невообразимого калейдоскопа этносов обитаем на мало приспособленной для нормальной жизни территории, с вечной проблемой: как выжить в этой мультиреальности, не прописанной ни в законах, ни в конституциях.

Пятое или шестое издание, переводы на десяток языков.

В чем секрет популярности этой книги?

2017-й год давно позади. Вместе со своими событиями, ожиданиями и разочарованиями он отправлен в музей истории.

Автор не оказался пророком в своём отечестве, что не мудрено.

В начале века, когда вышло первое издание, и чуть позже сама цифра «2017» многих завораживала, вызывая известные ассоциации столетней давности и щекочущий холодок тревожных ожиданий.

Но у Бога свой календарь. Он смеётся над нашей нумерологией.

Актуальность цифры, столь знаменательной для прошлого века, окончательно утрачена.

2017-й безвозвратно ушёл в прошлое.

Но тенденция остаётся. И счетчик щелкает.

Я не зацикливаюсь на этой теме.
Меня зацепило другое.

Долгое время я считал, что развёрнутый пейзаж в романе, повести, а уж в рассказе тем более – это лишнее. Атавизм из 19 века, замедляющий современную прозу и уже просто мешающий восприятию текста. Пейзажные зарисовки многих современных авторов лишь подтверждали и упрочивали эту убеждённость. Даже пейзажная лирика в стихах уже не интересовала.

И вот «2017». Описание Рифейских гор.

Представить такого не мог!

В русской литературе появился новый пейзаж.

Насыщенный смыслами разных эпох, обогащенный свежими красками, он пластичен, текуч и завораживает. Это не описание застывшего ландшафта. Камень, дерево, снег… здесь всё живое и готово к взаимодействию, которое непредсказуемо и таит в себе благо и зло, возможную удачу и смертельную опасность.

Здесь сама Природа смотрит вам в душу.

Что предвещает её пронизывающий взгляд?

Автор не в плену примитивного дуализма. Здесь Майя не заслоняет глубинную сущность, а соседствует и взаимодействует с ней, формируя богатство и многообразие окружающего мира, прессуя архаику и современность в удивительные по своей выразительности образы.

Высшая литература – это поэзия.

Поэты ищут образы и чем ярче, современнее, тем лучше.

Удачные поэтические образы как лучи утреннего солнца освежают и дают надежду на лучшее будущее. Они греют душу и ускоряют движение крови, заряжают на преодоление всяческих невзгод и неприятностей.

Как ни странно, прозаик Славникова даёт удивительный пример концентрированной образности, восходя со своим рюкзаком инструментов и методов к Рифейским вершинам литературы. Она ловит кайф от такого альпинизма, вольно или невольно напоминая оставшимся внизу о беспредельных высотах и возможностях писательского дела в России.

Вот вам и пересуды – роман при смерти или уже помер!

Ещё как жив!


© Борис Тропин, 2020
Дата публикации: 09.03.2020 13:20:15
Просмотров: 368

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 8 число 52: