Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Обучающий Пустоте

Светлана Осеева

Форма: Рассказ
Жанр: Психоделическая проза
Объём: 6295 знаков с пробелами
Раздел: "Ли Шин Го. ПРИТЧИ ДРЕВНЕГО ТИБЕТА"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


ЧЕЛОВЕК „НИ ТО, НИ СЁ”



В Пурвадеше жил один человек по имени Нигуна – что означало „ни то, ни сё”. Он происходил из низкой касты, но родители настолько разбаловали его, что вырос он ленивым и бестолковым человеком. Его не волновали житейские дела, он был равнодушен к похвале или обличению. Если он видел сочный плод, висящий на дереве, и ему хотелось его съесть, это было хорошо в его глазах. Если же он не мог достать этот плод без усилий – в его глазах это было дурно. Он не умывался, не следил за чистотой одежды и тела, был неряшлив. К тому же ему минул тридцатый год, а он не был ещё женат, так как ухаживать за девушками он считал огромной трудностью и зря потраченным временем. Женщины обходили его дом десятой дорогой, так как ни одна из них не хотела войти в семью столь равнодушного ко всему человека. Как живая гора, он лежал в доме на своём грязном ложе, смотрел в потолок или спал.
Шли годы. Родители один за другим покинули его, уйдя в иной мир, и о нём некому стало заботиться. Лёжа в своём жилище, он страдал от голода и почти всё время спал, чтобы на некоторое время забыть о еде.
Как-то раз мимо его дома проходил странствующий йогин. Заглянув в дом, он попросил воды, а затем, оглядев запущенное пыльное жилище, затеял разговор с хозяином.
- Я вижу, ты хочешь есть, а между тем, в доме у тебя нет и признаков еды. Судя по тому, как ты живёшь, я вижу, ты не ходишь на службу и вообще не работаешь. Пойдём в город просить подаяние!
- А если нам никто ничего не даст? Как тогда? – ответил Нигуна, и даже не приподнялся.
Йогин пошёл в город и принёс поесть Нигуне, который сильно ослабел от голода.
- Как же ты живёшь? – удивился йогин. – Жизнь твоя, вижу я, проходит без пользы, и сознание твоё спит... А ты даже пальцем не пошевелишь, чтобы изменить себя. Скажи мне, есть ли у тебя хоть какие-то достоинства?
- Послушай, йогин! Человек, которого назвали Нигуна – „ни то, ни сё” , „пустоцвет”– не может обладать никакими достоинствами. Так что и толку от твоих разговоров не будет.
Йогин почувствовал огромное сострадание к ленивцу, который жил с закрытыми глазами и смотрел на мир сквозь свои тяжёлые опухшие веки.
- А скажи-ка мне, Нигуна, ты когда-нибудь думал о смерти?
- Думал... – неохотно откликнулся Нигуна. - Но старался гнать от себя эти неприятные мысли.
- Что ж, значит, ты не совсем пропащий человек! – обрадованно воскликнул йогин. – Ты гонишь эти мысли от себя потому, что боишься смерти?
- Побаиваюсь... – признался Нигуна. – Но разве я могу что-то поделать с этим?
- Человек, который не боится смерти, любит жизнь. А ты боишься смерти, и не живёшь, а прячешься от жизни под выцветшим одеялом. Ты живой мертвец...
- А как же я могу не бояться смерти?
- Если хочешь, я научу тебя, как преодолеть боязнь перед тем, что ты считаешь страшным. Я дам тебе такой метод для медитации, для которого тебе не понадобится даже вставать с кровати. К тому же тебе, как никому другому, близко явление Пустоты. Ты живёшь в пустоте, и пустота живёт в тебе.
- Научи! – вдруг согласился Нигуна. – В конце-концов, буду медитировать, как только проснусь. Всё будет чем занять время...
Йогин тут же совершил обряд посвящения и наставил Нигуну:
- Существует только Великая Пустота. Всё остальное – лишь сон: ты и всё, что тебя окружает – нереально.
- И ты? – удивился Нигуна.
- И я нереален, а только снюсь тебе, пока ты не стал Просветлённым. Только Просветлённые бодрствуют.
- Ты хочешь сказать, что все эти люди, которые шумят за стенами моего дома – тоже нереальны? А как же им удаётся тогда мешать мне спать?
- Есть сон мыши, и есть сон Будды. Если твой сон станет сном Будды, никто и никогда не помешает ему.
После этого йогин сказал:
- Тебя пугают страдания, поэтому ты делаешь вид, что тебе нет до внешней жизни никакого дела. Но страдая, мучаясь на земле, все живые существа несчастны именно потому, что воспринимают свои страдания как реальность. На самом деле не существует страданий! Всё, что ты видишь, появляется из пустоты. Пустота – светла и пуста, а то, что является тебе из пустоты – иллюзия, в ней только чистый свет – ничего больше нет. И даже если ты ведёшь себя, как безумец, этот свет – доступен тебе, как и понимание всех вещей мира.

Йогин приходил к ленивцу каждый день и следил за тем, что происходит с Нигуной. Постепенно Нигуна стал медитировать всё больше и больше. Всматриваясь в Пустоту, он явственно видел Свет. И наступил день, когда Свет наполнил всё его существо и он обрёл чудесную силу сиддхи. Энергия переповнила его серце, которое было пустым от рождения. Он вскочил и вышел на улицу. Мир ужаснул его! Он бродил по городу, не разбирая дороги, не зная, куда и зачем он идёт. Встречая людей, он с ужасом спрашивал:
- Что это за люди?
Весь мир представлялся ему как один длинный, страшный сон. Обретя дар видеть все грехи, пороки и болезни мира, Нигуна обрёл и бесконечное сострадание. Однажды Нигуна вдруг заплакал, и плакал много дней. Встречая людей, он заливался слезами и говорил: „Несчастные... Несчастные... Несчастные...”
С тех пор он стал помогать всем, кого только доводилось ему встречать. Помогая, он оплакивал их своим огромным пустым сердцем. Великая Пустота, которая всегда жила в нём, разрослась и обрела гармонию. Теперь Нигуну называли учителем Нигуной, и ни тени неуважения или насмешки ни у кого его имя не вызывало. Те, кто решился пойти к нему в ученики, обучились у него глубочайшему пониманию того, что Пустота и явления – неразделимы, а страдания – иллюзорны и мучительны, пока дух человека не пробудился. Его так и называли – Обучающий Пустоте.
Жизнь мастера Нигуны была длинной. Сохраняя в себе великое сострадание ко всем живым существам, он ушёл в Пустоту, дойдя до высшей ступени Махамудры, столетним старцем, прошёл, как огромный сверкающий корабль, водовороты заблуждений и не попал ни в одну из ловушек мира. А когда он восходил на небеса, Великая Пустота приветствовала его нежным звоном миллиардов серебряных колокольчиков, и богиня милосердия Тара со слезами на глазах спешила ему навстречу, и сам Будда, Бодхисаттва Авалокитешвара, давно оплакавший горестный мир, улыбался ему в сияющем сгустке ясного Света. И в этой Пустоте, которая была настоящей природой Нигуны, рассыпались последние тонкие нити, связывавшие Нигуну с жизнью в сумеречном мире сансары...


© Светлана Осеева, 2008
Дата публикации: 25.08.2008 02:32:38
Просмотров: 5356

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 84 число 63:

    

Рецензии

Семён Гриб [2008-10-01 18:36:13]
Где-то вычитал интересную мысль - крайняя степень чего-либо становится своей противоположностью. Применительно к Вашему рассказу можно сказать, что абсолютная Пустота становится абсолютной Наполненностью.
Есть второй путь - душа стремится к абсолютной Наполненности и обретает абсолютную Пустоту. По-моему, и то и другое - Абсолютная Гармония.
И уже никакой Будда не улыбается и не плачет, Будда - это и есть улыбка и плач одновременно. Это Гармония!
Спасибо за увлекательное чтиво.

Ответить
Славицкий Илья [2008-08-25 07:43:09]
Вот вот, я уже читал про этого Ни-рыбу-ни-мясо - его как и меня - Ильей называли, из Мурома. Только по той версии он свое доброе и вечное чуть иначе - но тоже эффективно - в народ нес - "Как махнет - станет улица, отмахнется - переулочек". Тоже вроде - образы Пустоты )))

С теплом
Ни-то-ни-се з Техасчины

Ответить